Репортажи

Эстетика борщевика, заброшенных изб и усталого металла — в Петербурге открылась выставка хмурых акварелей

Эстетика борщевика, заброшенных изб и усталого металла — в Петербурге открылась выставка хмурых акварелей

Фото: MR7

В галерее MoiKa 104 открылась выставка работ Игоря Волкова «Солнце в кармане». Солнце там и правда, скорее, в кармане. Здесь пейзажи с зимней пустотой, бредущие по снегу дети и тяжёлые поезда на далёких станциях.

Вся гамма хмурых сумерек

Открывали выставки с приглушённым светом, под песни Цоя. На стене картины предваряет стихотворение Александра Башлачёва «От винта». Это выбор художника. «Для подчёркивания ощущения безнадёжности», — добавляют организаторы выставки.

В галерее представлено более 20 работ Игоря Волкова 2023-2024 годов. К открытию не все появились на стенах, часть рисунков только пришли почтой, догоняя автора.

Сам он из города Павлово Нижегородской области. Там родился в 1986-м, там живёт с семьёй, там же работает. Большую часть вернисажа в галерее — сидит и наблюдает за пришедшими на открытие зрителями.

Фото: MR7

Прошу его немного рассказать о работах, которые он упорно называет «картинками».

— Да они у меня все как одна. Одну увидел, считай, все посмотрел. Они и для меня-то все одинаковые, одинаковый цвет… Оригинальностью я не отличаюсь, — не то с иронией, не то всерьёз говорит художник. — Всё скучно, примитивно: чёрный, белый.

— Да вот же оранжевый, а вот и зелёный.

— Оранжевый? Случайный. Краска оставалась, вот и использовал, чтобы не выкидывать. А зелёный мой самый нелюбимый цвет. Он у меня раздражение вызывает. Я вообще не люблю картины, где у художников лес, трава, солнышко, небо голубое…

Акварели Игоря действительно как будто не акварельные — не пастельные, как мы привыкли, а почти монохромные.

Но если присмотреться, то оказывается, что там много коричневого, серого, да и все остальные цвета на самом деле тоже на месте. В рисунках можно найти всю палитру, какая есть в сумерках хмурого зимнего дня.

Фото: MR7

Фото: MR7

— Да, я люблю зиму. Очень люблю Петербург, потому что здесь есть именно та серость, в которой я чувствую энергию. А лето я ненавижу, — говорит художник.

Он довольно часто приезжает в Петербург. И эта выставка Волкова в галерее на Мойке уже вторая. Год назад, как говорят организаторы, почти все работы были приобретены за первые дни, так что окончания экспозиции они дожидались уже в статусе «купленных».

— Основная масса моих зрителей — в Петербурге и Москве.

Игорь Волков. Фото: MR7

Игорь Волков. Фото: MR7

«Я вижу жизнь в таких цветах»

Игорь рассказывает, откуда берутся сюжеты для его «картинок». Собственно, это то, что он видит вокруг.

— Я живу у железной дороги, я обожаю тяжёлый, усталый металл, для меня это эстетика. Может быть, антиэстетика, — говорит художник. 

А ещё эстетика в засохшем борщевике, что стоит вдоль дороги от Павлово до Нижнего Новгорода, и хранящемся в сарае, потому что «красивый же». Как говорит Игорь, это видит каждый человек, выехавший за пределы мегаполиса. Но кто-то пропускает это «мимо глаз». А у него «вот такой угол зрения».

А двигатель творчества — альбом чёрно-белых фотографий, доставшийся Игорю от дяди. Тот с детства занимался фотографией, снимал на «Зенит», проявлял карточки в красной комнате.

Фото: MR7

Фото: MR7

— Именно в его чёрно-белой фотографии отражалась жизнь. Сейчас фотография мёртвая, на мой взгляд. Никаких чувство то, что я сейчас вижу, у меня не вызывает, — объясняет Волков. — А от дяди у меня сохранилось несколько альбомов. Некоторые снимки засвечены. И это тоже мой угол зрения. Я вижу жизнь в таких цветах.

В интернете можно найти отрывочные факты из биографии художника. Например, пишут, что в детстве он ходил в художественную школу, но оттуда его выгнали.

— Это правда. С третьего класса занимался музыкой и ходил в художественную школу. Там ставили задачу — «хохломская роспись». Я этого не делал, рисовал, что придёт в голову. Преподаватель возмущён был таким самовольным действием, вскоре ей надоело меня терпеть, и она попросила мою мать меня забрать.

Фото: MR7

Фото: MR7

С учителями у Игоря в целом не очень складывается. Он рассказывает случай из 2016 года. Он решил освоить академический рисунок, подтянуть навыки рисования людей — анатомию, физиогномику. Поехал заниматься в студию в Нижнем Новгороде. Оказался там в компании примерно сорока женщин лет по 50.

— Они хотели рисовать акварелью. Преподаватель дал им кисти, краски дешёвенькие, обычную альбомную бумагу. Естественно, у них ничего не получилось, всё растеклось. Женщины расстроились, я вижу, что чуть не плачут. На следующее занятие привёз им хорошие краски, английскую бумагу для акварели, объяснил, как это всё работает. После того, как я им показал, у них улыбки на лицах появились. А в школу ту я больше не ходил.

Фото: MR7

Не патриот, но людей люблю

— Говорят, что ваши работы про одиночество. Это так?

— Что такое одиночество? Мне нравится находиться одному, комфортно быть с самим собой, хотя у меня семья, ребёнок. Скорее, я пытаюсь передать целый коллаж эмоций, а кто-то видит одиночество, у другого свои воспоминания всплывают, ностальгия. 

Оттуда — из старых фотоальбомов и воспоминаний — дети в советских шубках, шапках, валенках — то на лыжах, то с санками. А внутри детей свой космос.

Единственный разноцветный домик на картине Волкова — с рисунка его сына.

Фото: MR7

Фото: MR7

— Удивительно, как дети в той же серости видят всё цветным и ярким, — объясняет художник, когда его просят провести небольшую экскурсию по выставке.

Он рассказывает и про полуразрушенный дом, возле которого однажды оказался — поразило Игоря то, что в нём продолжали жить люди.

«Крест». Игорь Волков / MoiKa 104 Gallery

«Крест». Игорь Волков / MoiKa 104 Gallery

Зрителей озадачивает ещё одна работа, выделяющаяся формой: рисунок вписан в контуры креста с распятым Иисусом.

— То, что сейчас переживает народ в некоторых городах, изображено здесь. Я планирую сделать более масштабную работу, это пока, можно сказать, набросок, эскиз, — говорит Волков, и добавляет, подчёркивая своевременность рисунка: — Я не верю в государство, я его не люблю и отрицаю.

Эмоции считываются на лицах гостей вернисажа: неловкость, понимание, испуг…

— Патриотом своего государства я не являюсь, но люблю людей, — говорит Игорь. — И нигде бы, кроме России, наверное, жить не смог.

Где: MoiKa 104 Gallery, набережная Мойки, 104.

Когда: до 23 марта, с 12:00 до 19:00, воскресенье, понедельник — выходной.

Вход свободный

share
print