Слушания по делу петербурженки Елены Абрамовой, которой грозит до пяти лет лишения свободы по статье о «дискредитации армии», неожиданно «поставлены на паузу». На заседании 26 февраля подсудимая просила о смене адвоката и исключении из материалов дела «противоречащих её позиции» показаний специалистов.
Петербургскую переводчицу Елену Абрамову обвиняют по части 1 статьи 280.3 УК РФ (повторная дискредитация армии). Елене грозит до пяти лет лишения свободы.
Уголовное дело в отношении Елены возбудили после одиночного пикета, на который она вышла к Гостиному двору 4 июня 2023 года. Во время пикета Елена держала плакат с пацифистскими надписями.
В декабре 2022 года Елену уже штрафовали за пикет на 30 тысяч рублей по статье о «дискредитации армии». Поэтому после повторного задержания возбудили уже уголовное дело. Позднее к эпизоду о пикете добавился ещё один — тоже о пикете, на который Елена выходила в апреле 2023 года.
Задержали переводчицу 25 августа 2023 года после обыска. В СИЗО Елену отправлять не стали, избрав ей в качестве меры пресечения запрет определённых действий, а затем — подписку о невыезде. Под ней Елена находится и на время судебного следствия.
Заседание Куйбышевского районного суда 26 февраля началось с опозданием на два часа — адвокат Игорь Скачко не смог прийти вовремя. Затем ждали, пока освободится зал.
В самом начале заседания Елена Абрамова заявила два ходатайства. Первое — об исключении из материалов дела рецензии лингвиста Игоря Жаркова и психолога Вероники Константиновой. Они оценивали выводы проведённого по заказу следствия исследования текстов с плакатов, с которыми Елена выходила на пикеты.
Обоих специалистов допрашивали на предыдущем заседании, и они сообщили суду, что не находят в текстах плакатов Елены признаков «дискредитации армии», а проведённые по заказу следствия исследования считают неверными. Эти показания в суде Елена тоже попросила исключить.
— На тот момент, когда мне предоставили рецензию для ознакомления, у меня не было времени детально с ней ознакомиться, — заявила Елена. — Когда озвучили показания специалистов, я пришла к выводу, что сделанные ими выводы противоречат моей позиции и несколько нивелируют её.
Прокурор возражал. По его мнению, рецензия уже включена в материалы и исключать её оснований нет. Судья Антон Савленков с прокурором согласился, отметив, что Елена сможет дать оценку этим доказательствам в прениях.
Следующим ходатайством Елены стала просьба назначить ей государственного защитника.
— У вас есть адвокат по соглашению. В чём смысл обеспечивать вас защитником по назначению? — не понял судья.
— Я готова расторгнуть соглашение [с действующим адвокатом], — заявила Елена.
— И когда вы определитесь? — уточнил Антон Савленков.
— Я уже определилась. Я готова расторгнуть, — уверенно сказала Елена.
В такой ситуации судья объявил об отложении заседания до 17 марта. Он отметил, что к этому времени Елена может подумать и расторгнуть договор, если так решит. К следующему заседанию судья обещал пригласить адвоката по назначению.