Доходный дом Колобовых на Петроградской стороне — излюбленное место туристов для фотосессий и режиссёров для киносъёмок. С виду здание выглядит ухоженно, однако если приглядеться, на фасаде можно заметить трещины, а в парадной — побитую метлахскую плитку. КГИОП разрушениями уже заинтересовался и установил, что причиной тому могут быть начавшиеся строительные работы в подвале, который стал частной собственностью предпринимателя. Жильцы дома-памятника боятся, что в помещении могут открыть хостел или ресторан, но новый владелец устал доказывать общественности, что планы у него не такие и он, наоборот, приводит дом в порядок и спасает его от окончательного разрушения. Что происходит внутри «Колобовского дома», попытался разобраться MR7.
Доходный дом лесопромышленников братьев Николая и Фёдора Колобовых (или, как ещё называют петербуржцы, «Колобовский дом») был построен в 1910 году по проекту архитектора Сергея Гингера (он часто занимался заказами богатых домовладельцев — его постройками также считаются доходный дом Сегаля на 9-й линии В.О., 18, доходный дом Семёнова в Большом Казачьем переулке, 4).
«Колобовский дом» находится на пересечении улицы Ленина и Пушкарского переулка. Его легко узнать по светло-зелёному фасаду в стиле эклектичного необарокко, колонным аркадам, угловой башне-ротонде, а также дворам-курдонёрам.
В 2001 году здание было внесено в перечень объектов культурного наследия регионального значения.

Фото: «Яндекс.Карты»
Вместо подарка на Новый год стройка
В конце 2024-го жители дома Колобовых в одной из парадных заметили строителей. Те стали наведываться в подвал, затаскивать туда инструменты и огромные мешки с чем-то похожим на цемент.
— Какие-то непонятные люди без униформы, не сотрудники управляющей компании, начали какой-то ремонт. Ничего толком нам не объяснили. Соседи встревожились, когда услышали шум, а потом увидели, как заносят строительные материалы, — рассказала MR7 жительница дома Ольга Калинина.

Фото: предоставлено жильцами дома Колобовых
Ждать развязки соседи не захотели и стали коллективно обращаться к властям с просьбой объяснить, что происходит. Спустя месяц в жилищной инспекции им сообщили, что помещение находится в собственности физического лица, самовольной перепланировки там по результатам проведённого осмотра выявлено не было.

Фото: предоставлено жильцами дома Колобовых
На основании распоряжения КУГИ (комитета по управлению городским имуществом) право частной собственности подвала было зарегистрировано в 2006-м. С тех пор у него поменялось несколько владельцев. При этом, по словам Ольги, за 20 лет ни разу не проводились собрания собственников, где бы их уведомили о том, что помещение частное и уже не является общедомовым имуществом.
Подвал при этом, несмотря на наличие собственников, долгие годы пустовал. Через него проходят инженерные коммуникации. Но в начале 2025 года, по словам Ольги, дверь в помещение строители стали закрывать на замок, что ещё больше взволновало жильцов.
— Если вдруг произойдёт какая-то авария или случится пожар, доступа в подвал теперь нет, что противоречит любому здравому смыслу, — отметила Ольга.
Что именно происходило с декабря в подвале, собственники могли видеть, только если строители заходили или выходили из помещения — большую часть времени всё скрывалось за железной дверью.

Фото: предоставлено жильцами дома Колобовых
Соседи решили, что индивидуальный предприниматель снял слой земляного грунта, снёс несколько опор и готовится заливать пол бетоном. По словам Ольги, об этом им сообщили сами строители. Именно из-за этого, по мнению большинства жильцов, как рассказала девушка, на фасаде стали появляться трещины.
— На одной из лестничных клеток, где находится моя квартира, появилась огромная трещина на метлахской плитке и ступеньке. Видимо, это из-за того, что в подвале были нарушены опорные конструкции. Не знаю, чем это закончится. Надеюсь, я не провалюсь в какой-то момент, — опасается Ольга.
«Никого из жителей не волновало, что фундамент размокал»
Владельцем помещения в мае прошлого года стал предприниматель Илья Зеленов. У него своя версия происходящего. Он рассказал MR7, что в декабре действительно начал ремонт. Предыдущий собственник предупредил, что помещение полностью затоплено. Первым этапом работы стала откачка воды, объяснял Илья, а заливка бетонного пола — это выдумки жильцов, утверждает он.

Фото: предоставлено жильцами дома Колобовых
— Я хотел осушить подвал, сделать там косметический ремонт и попытаться сдать для целей, которые разрешено осуществлять в подвальных помещениях жилых домов. Никого из жителей не волновало, что фундамент размокал почти 20 лет. Это вы ещё проводку не видели — она вся сгнившая и переломанная. Дом может в любой момент сгореть. Похоже, людей волнует только, как воткнуть предпринимателю гвоздь в спину, — уверяет он.
По словам Ильи, ничего в помещении его строителями разрушено не было, а трещины на фасаде уже были задолго до его появления в доме. Судя по видеороликам 2023 года в интернете, в некоторых местах на фасаде действительно видны разрушения, несмотря на то что в 2012-м проводилась реставрация.
— Никаких стен не было разрушено, никаких новых проёмов, подкопов или новых выходов не было сделано, новые перегородки не возводились. Из-за них (жильцов. — Прим. ред.) теперь я имею «приятное» общение со всеми службами, — заверяет Илья.
«Адрес находится на контроле»
В споре между жильцами и индивидуальным предпринимателем с февраля стали также участвовать комитет по контролю, использованию и охране памятников (КГИОП), районная прокуратура, администрация и «ЖКС № 1 Петроградского района», который обслуживает дом.

Фото: предоставлено жильцами дома Колобовых
За месяц прошло уже несколько проверок с участием экспертов КГИОП. В комитете MR7 сообщили, что 4 февраля проводилось обследование подвала, в результате которого были «установлены нарушения обязательных требований по содержанию общего имущества». Спустя два дня проверка возобновилась, но уже с участием прокуратуры Петроградского района и администрации.
«В помещении установлены признаки выполнения работ в части выемки грунта пола, локального изменения высоты подвальных помещений в виде перепадов отметок пола подвала, устройства дренажной системы для откачки грунтовых вод, поступающих в подвальное помещение. Присутствуют следы утраты шовного заполнения, трещины на видимых участках фундамента и кладки стен», — заключил КГИОП.
В ответе MR7 также добавили, что предупреждение о проведении работ владелец не направлял и разрешение комитет ему не выдавал. Сейчас в КГИОП решают, обращаться ли в суд в связи с выявленными нарушениями.
В «ЖКС № 1 Петроградского района» жильцам сообщили, что «адрес находится на контроле», а в ходе проверки Илья Зеленов всё-таки представил документы, которые администрация забрала для обследования, и «дальнейшие решения будут приняты после их изучения». Районная администрация пока свои объяснения по этому поводу MR7 не дала.

Фото: предоставлено жильцами дома Колобовых
Строительные работы в подвале предприниматель остановил — вход туда опечатали.
Возможно, все встретятся в суде
Кажется, что конфликт собственников с новым соседом уже перешёл на личности. По крайней мере, об этом говорят обе стороны. По словам Ольги, Илья доброжелательно с ними решать проблему не захотел, в разговоре переходил на крик и хамил, а потом и вовсе обвинил в вымогательстве.
Тем временем предприниматель уверял, что кто-то из жителей пытался выпросить у него деньги за то, чтобы жильцы «закрыли глаза» на ремонт в подвале. По словам Ильи, он отказался платить за «молчание» и тут же на него посыпались жалобы в комитеты.
— Когда я приезжал в дом на встречу с очередной комиссией, кто-то из жителей гвоздём поцарапал мою машину. Участковый полиции зафиксировал факт порчи личного имущества, но в возбуждении уголовного дела отказали, — сообщил он, однако показывать MR7 талон-уведомление о составлении правоохранителями протокола не захотел.
Кто мог испортить его машину, он тоже не видел, но считает, что это мог быть кто-то из жильцов дома.
Спор также возникает и из-за непонимания, что Илья планирует сделать в помещении. Одна из версий жильцов — хостел или ресторан. Но в подвал единственный вход — через парадную.
— Наверное, если сильно захотеть, то можно и прорубить лишнюю дверь в доме-памятнике, — возмущена Ольга.
— Больные, что ли? Как с единственным входом через парадную в подвале сделать ресторан? Я же прекрасно понимаю, что согласование входов — это уже давно не осуществимая вещь, не только в доме-памятнике, но и в любом другом. Только совсем далёкие люди могут нести этот бред, — возмущается Илья.
Теперь же собственники, по словам Ольги, если им добровольно не вернут подвал, намерены обращаться в суд и оспаривать первоначальную сделку продажи помещения. Илья тоже готов обратиться в суд и подать иск к жильцам о клевете.
