Репортажи

Уроки истории: аккуратные гладиаторы, аутентичные китайцы и без вермахта

Уроки истории: аккуратные гладиаторы, аутентичные китайцы и без вермахта

Фото: Виктория Арефьева / MR7

В Экспофоруме в эти выходные проходит масштабный фестиваль реконструкторов — уже седьмой «РЕКОН». Египтяне учат пионеров делать кулончики, пилоты РККА знакомятся с римлянками, в очереди за кофе можно встретить индейца или доблестного рыцаря. Как проходит фестиваль — в репортаже MR7.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

От смешения эпох — голова идёт кругом, будто главы из учебника истории смешали в случайном порядке. И мимо защитников блокадного Ленинграда вдруг идёт строй римлян, а за ними барабанщик, кажется, времён Петра I.

Ярмарка переходит в военные лагеря, за ними тянутся ресталища, рядом сцена, где, сменяя друг друга, выступают фолк-коллективы.

В этом году, когда страна отмечает 80-летие Победы, значительная часть экспозиции посвящена Великой Отечественной войне. Едва ли не первое, что видят входящие на фестиваль, — зенитка.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

Фото: Виктория Арефьева / MR7

Рядом большим лагерем встало объединение военно-патриотического центра «Победа», объединяющего два реконструкторских клуба и поисковый отряд «Последний рубеж». Поисковики приехали с «интерактивом» — воспроизвели примерно половину квадратного метра берега Невы на Невском пятачке. Дети охотно копают песок: в помощь им металлоискатель и совочек — находками становятся то ржавые гильзы, то современные монетки.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

Тут же санитарная палатка, выставка артефактов времён обороны Ленинграда и пункт связи. По телефону можно позвонить — на том конце отвечает «противовоздушная оборона». «Срочно в укрытие», — информирует оператор.

Напротив два необычных стенда от новичков фестиваля — «поляков» и «китайцев».

Клуб «Droga» представляет реконструкцию Войска Польского 1936-1945-х годов, точнее, как объясняют ребята, пока что больше 1943-1945-х, когда войско было сформировано под Рязанью и воевало на территории Белоруссии.

— Предыдущим периодом мы только начинаем заниматься. Пока у нас мало источников, трудно сделать реконструкцию. Оригиналы документов тех лет ведь были во многом уничтожены, потому что и страны как таковой какое-то время не существовало, — объясняет Григорий, он же «Гжегош» — в миру сотрудник оборонного завода, собирающий военную технику.

Его клуб появился совсем недавно, первое мероприятие провели только в январе этого года, до этого его участники были в других реконструкторских объединениях.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

Фото: Виктория Арефьева / MR7

— Это просто интересно. Начинаешь вдруг интересоваться вопросом, который не очень изучен, копать, понимаешь, насколько там всё глубоко, находишь тех, кому это тоже интересно — и вот вы уже стоите на фестивале, одетые в польскую форму, — объясняет Александр.

Ему 21 год, как сам о себе говорит, «копает» (в смысле изучает историю Войска Польского) года два, а в реконструкторах около года.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

Фото: Виктория Арефьева / MR7

— Начал интересоваться ещё в школе, а активно развивать идею, уже когда появилась возможность и средства, — добавляет молодой человек. — Вот форму Еве сам сшил, своими руками.

Ева — девушка из того же клуба. Объясняет, что девушки в польской армии во время Второй Мировой тоже были, особенно часто на стрелковых позициях, так что её образ истории не противоречит. Только причёска чуть не по уставу. Но устав — вещь относительная. «Как должно было быть» и «как было» ведь не всегда совпадает.

Соседи «поляков» на этой военно-исторической карте — китайцы. Период — почти тот же, 1937-1949-е годы.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

— Мы представляем образ китайской армии времён китайско-японской войны и второй гражданской войны, — рассказывает Чжан Цэ, студент журфака СПбГУ.

Клуб «Вампу» появился в 2024-м. До этого его участники тоже занимались реконструкциями, но «на стороне» РККА, а потом захотели заняться родной историей.

— Решили перейти на отечественную тему, — говорит Чжан Цэ.

В клубе только китайские студенты.

— Есть заинтересованные и из местных, но по внешности немного не соответствуют, мы ещё думаем — принимать их или нет. Это ведь не аутентично будет, — рассуждает Джан.

Он одет в форму британского образца. Рядом «солдат» в американском обмундировании, другой — в китайской форме: всё как на войне, кому что досталось. Под ногами флаг Японии 1940-х.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

А вот кого в этом году на фестивале не встретить — так это реконструкторов в форме вермахта. В прошлом они ещё были, а сейчас не доехали. По «Экспофоруму» из той эпохи прогуливаются лишь участницы Вольного союза сестёр милосердия. Запрещённая символика на их костюмах заклеена чёрным скотчем. «Фройляйн» (а возможно, «фрау») обсуждают свои сестринские дела с «коллегами» из Австро-Венгрии времён Первой Мировой.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

Перемещаясь по эпохам, можно заглянуть на рыцарский турнир или сражение на шпагах или на более современном оружии.

— Подходите, подходите… — заманивает в Римскую Империю гладиатор Германец Хаген из «Первого легиона Минервы» и школы гладиаторов.

— Мы учим сражаться, ходить строем. Умеем правильно падать, выполнять каскадёрские трюки, — рассказывает реконструктор. — В боях гладиаторы не всегда друг друга убивали, мы стараемся акцентировать внимание на безопасности. У нас же нет возможности менять гладиаторов так же часто, как в Древнем Риме, они слишком быстро закончатся.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

Хаген в реконструкторы пришёл из актёров.

— Гладиаторы были и воины, и актёры одновременно. Они развлекали публику. А публика фанатела от них — им дарили деньги, матроны хотели видеть их у себя дома, фактически они были рабами, но их слава была немыслима. Даже их пот продавали за деньги, — повествует Германец Хаген.

Но ему пора торопиться на построение. Отряд выдвигается на обход фестиваля.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

Мимо индейских хижин и стоянки американских войск времён Гражданской войны гладиаторы уходят к рыцарям. Их провожают взглядом самураи.

В «японском уголке» фестиваля можно узнать не только о военной истории, но и о вполне мирной. Полина — студентка академии Штиглица — рассказывает об особенностях рисования на рисовой бумаге, кистях, красках, градиентах. На таком же «РЕКОНе» в прошлом году она увидела реконструкторов японской истории, познакомилась и теперь уже с ними приехала в качестве участницы, а не просто зрителя. За это время она обзавелась кимоно и сделала собственный свиток, как она объясняет, копию копии древнего произведения.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

Фестиваль продлится ещё день — до вечера 23 февраля, так что можно успеть прогуляться по ожившему учебнику истории.

Фото: Виктория Арефьева / MR7

share
print