Репортажи

Обгорело окно: в Петербурге судят жителя Карелии за попытку поджечь военкомат

Обгорело окно: в Петербурге судят жителя Карелии за попытку поджечь военкомат

Адвокаты Петра Романчука*. Фото: Катерина Иванова / MR7

Бутылки с зажигательной смесью в военкомат в городе Суоярви бросили ночью 12 мая 2024 года. Попытка поджога попала на видео, силовики квалифицировали её как теракт. В совершении обвинили жителя Суоярви Петра Романюка*. Как проходят заседания по его делу — в репортаже MR7.

Ночной демарш

О Петре* известно немного. Жены и детей у него нет. Периодически ездил на Украину — по словам бывшей возлюбленной, он там работал на мебельной фабрике. По версии следствия, ночью 12 мая 2024 года Пётр* пришёл к окнам военкомата в карельском Суоярви на улице Правды и бросил туда бутылку с зажигательной смесью, а затем скрылся. Правда, пожара не случилось, зажигательная смесь погасла. Только одно окно обгорело снаружи.

16 мая 2024 года Романюка* задержали. Его обвинили в преступлении по пункту «В» 2-й части статьи 205 УК РФ («Совершение теракта с нанесением значительного имущественного ущерба»). Петру* грозит до 20 лет лишения свободы. Свою вину он не признал.

Окончания предварительного следствия Пётр Романюк* дожидался в СИЗО. Сейчас тоже под арестом, на суде он и его адвокаты присутствуют по видеосвязи — дело слушает 1-й Западный окружной военный суд с 10 февраля 2025 года.

Пётр Романюк* перед заседанием суда по избранию ему меры пресечения. Скрин с видео, опубликованного «КарелИнформ»

Пётр Романюк* перед заседанием суда по избранию ему меры пресечения. Скрин с видео, опубликованного «КарелИнформ»

Адвокаты просят вернуть в прокуратуру

Заседание 14 февраля началось с ходатайства адвокатов Романюка* — Александра и Николая Флегановых. Они просили вернуть дело в прокуратуру. По мнению стороны защиты, обвинительное заключение составлено с нарушениями. В частности, адвокаты заявили: они считают, предварительное следствие не установило всех обстоятельств, связанных с действиями Романюка*. По мнению стороны защиты: неясно, какие материалы он использовал для создания зажигательных устройств, и нет доказательств того, что в кабинете военного комиссариата хранились важные документы. И даже личность бросающего бутылки с горючим человека (это попало на видео), по словам адвокатов, не установлена экспертизой или по крайней мере в обвинительном заключении они этого не нашли.

«Как следует из заключения экспертизы, имущественный вред, нанесённый виновным лицом, составляет 50 892 рубля», — зачитали своё ходатайство адвокаты.

— Какой бюджет военного комиссариата в городе Суоярви и почему 50 892 рубля ущерба для него является значительным? — уточняли они на заседании.

Судья Алексей Ольмезов, подумав, попросил адвокатов прислать это ходатайство в письменном виде — и тогда обещал принять по нему решение.

Стекло треснуло, окно обгорело

После этого на суде допросили свидетелей — сотрудников пострадавшего военкомата. Они также участвовали в процессе по ВКС.

Первым показания давал военный комиссар пострадавшего ведомства Дмитрий Лавретюк. Он рассказал, что о попытке поджога ему рассказали утром 12-го числа по телефону. Он находился не в Суоярви, но всё бросил и помчался к военкомату. Когда приехал — там уже работало следствие.

По его словам, ценных документов в комнате, которую пытался поджечь злоумышленник, не было, но если бы были — их бы постепенно восстановили, хотя ущерб был бы значительным.

— А нынешние повреждения значительны? — уточнил прокурор.

— Я думаю, да. Там стекло треснуло, надо его менять, надо белить, красить, — оценил ущерб военком.

Пожарная сигнализация, по словам военкома, не сработала, потому что внутри вообще ничего не горело.

Другие сотрудники военкомата рассказали суду, как они обнаружили следы поджога: осколки бутылок, закопчённое окно. Одна из сотрудниц припомнила, что чувствовала, как из одного кабинета тянуло дымом. Испугалась, что проводка, но доступа в этот кабинет у неё не было. Все остальные — проверила, возгорания не нашла и решила, что тянет из соседнего магазина.

Адвокаты обратили внимание суда, что в кабинете, окно которого обгорело, людей ночью не было и быть не могло, а значит, они бы точно не пострадали.

1-й Западный окружной военный суд. Фото: Катерина Иванова / MR7

1-й Западный окружной военный суд. Фото: Катерина Иванова / MR7 

Также допросили бывшую возлюбленную Романюка* Марину Ларионову.

Она рассказала, как познакомилась с Петром* ещё в 2022 году, о своих с ним отношениях. Подробно в ответ на вопросы описала квартиру экс-любимого, оценила ремонт и качество уборки. Прокурор спрашивал: видела ли Марина пустые бутылки из-под спиртного в квартире Петра*? Адвокат уточнял — проявлял ли Романюк* каким-то образом русофобию?

Бутылки Марина видела, всплесков русофобии не замечала. Но с друзьями Петра* она знакома не была — он её не знакомил.

О бутылках на заседании вообще говорили много. Прокурор и судья уточняли у свидетелей, какие продающие алкоголь магазины находятся около военкомата. Спросили о магазине у дома и Марину. Зачем — не уточняли. Зато из вопросов и ответов стало ясно, что Пётр* и сам делал дома вино.

Спросили Марину и о мужчине на видео с камер наблюдения. Она ответила: лицо не рассмотрела, количество брошенных бутылок тоже не поняла, но силуэт со спины вроде похож на Петра* ростом и типом фигуры.

У Марины в зоне СВО пропал без вести брат. По её словам, они с Петром* пытались его найти, для этого смотрели разные каналы в telegram (согласно реплике адвокатов, их подзащитному вменяют и просмотр украинских telegram-каналов). Пётр* её утешал и поддерживал. Найти брата Марины не удалось.

Следующее заседание состоится 18 февраля.

* Внесён в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга

share
print