Петербургская юристка Юлия Коновалова уже два года пытается исправить нелепую ошибку в распоряжении КГИОП об утверждении границ места последней дуэли Александра Пушкина — имя человека, на дуэли с которым дрался и погиб поэт. В документе ведомства он фигурирует как «Э. Дантес», но убийцу поэта звали Жорж Шарль.
На опечатку в официальном документе Юлия Коновалова обратила внимание в январе 2023 года — кстати, документ тогда же и был подписан. Заметила случайно. Искала нужный ей для работы документ и увидела распоряжение КГИОП об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Место, где 27 января 1837 года состоялась дуэль поэта Пушкина А. С. с Дантесом Э.».
— Вообще, эта история к моей работе отношения не имеет. Я прочла этот документ, и у меня зацепился глаз за имена дуэлянтов. В детстве я увлекалась романами Александра Дюма и помню его персонажа Эдмона Дантеса — графа Монте-Кристо. И в школе училась неплохо, помню: того, кто убил на дуэли Пушкина, звали иначе, не Эдмон, — рассказала MR7 Юлия.
Юлия перепроверила, в том числе позвонила в мемориальный музей-квартиру Пушкина. Там ей подтвердили: да, соперника поэта звали Жорж Шарль Дантес.
«Может быть, буква Э на клавиатуре рядом с буквой Ж. А может, исполнитель тоже зачитывался романами Дюма. И даже есть версия, что это подтверждает теорию, что А.С. Пушкин выжил и стал подписываться как А. Дюма», — рассуждает Юлия о возможных причинах опечатки.

Скрин распоряжения КГИОП об утверждении границ места последней дуэли Александра Пушкина
Юлия написала в КГИОП, обратила внимание чиновников на ошибку. В феврале ей пришёл ответ: техническая ошибка есть, но на установленные границы объекта и режим его использования она не влияет. Как следовало из переписки с комитетом, исправить неточность КГИОП сам не может — сначала нужно внести изменения в постановление правительства, устанавливающее сам объект культурного наследия. Но об ошибке обещали сообщить в Министерство культуры РФ.
— Я подождала полгода и написала в Министерство культуры, обратила их внимание на Эдмона. Мне ответили, что для внесения изменений нужны либо результаты государственной историко-культурной экспертизы, либо КГИОП должен предоставить в министерство документы о допущенной ошибке, а он не предоставил, — рассказала Юлия Коновалова.
Летом 2024 года она снова списалась с комитетом, получила ответ, что информацию они передали в Минкульт. В январе 2025 года — спустя уже два года с начала переписки! — Юлия опять обратилась в министерство с вопросом: когда уже исправят Э на Ж?
— Я получила ответ, что петербургский КГИОП должен исправить ошибку и прислать информацию об этом в министерство. То есть круг замкнулся, — разводит руками Юлия.
Последний ответ, что примечательно, она получила 10 февраля — в день памяти Александра Пушкина.
— Исправить это возможно при должном внимании к этому вопросу. Но уже два года прошло. Ошибка действительно очевидная, но какая-то получается трудно исправимая, — говорит Юлия.
Сейчас юрист думает, стоит ли обращаться в суд и доказывать бездействие органов власти, чтобы всё-таки исправить имя соперника Пушкина.