
Фото: Дарья Дмитриева / MR7
В Заксобрании Петербурга 10 февраля постоянная комиссия по градостроительству, земельным и имущественным вопросам обсудила проект корректировок закона 820-7 «О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия», который подготовил КГИОП. В дискуссии помимо депутатов участвовал председатель комитета Алексей Михайлов.
В феврале 2024 года совет по сохранению культурного наследия при правительстве города поддержал предложения КГИОПа по корректировке закона Петербурга № 820-7. Изменения могли коснуться не отдельных зданий, а практически всех исторических построек, которые не относятся к выявленным объектам культурного наследия. Предполагалось, что их разделят на три группы, в одну из них — «несредовые объекты» были готовы включить почти 400 построек. Новый статус мог лишить их охранного статуса.
Однако осенью 2024 года новый председатель КГИОПа Алексей Михайлов заявил, что от выделения объектов в эту группу решили отказаться: «несредовые» постройки планируют заново переоценить. При этом здания не будут перераспределять в другие группы, но Михайлов пообещал, что и без защиты они не останутся — за постройками будет закреплён их исторический статус.
Как сообщила пресс-служба ЗакСа, согласно новой редакции закона, здания, построенные до 1917 года и не вошедшие в перечни «ценных» и «средовых», сохранят статус охраняемых исторических построек. Кроме того, КГИОП увеличил количество элементов историко-градостроительной среды на 650 объектов за счёт памятников советской архитектуры.
Как отметила после заседания депутат ЗакСа Марина Шишкина, которая входит в профильную комиссию, КГИОП вводит более сложную методику градации предметов охраны: с её помощью в комитете должны определять, какие здания «достойны» защиты изменённого закона, а какие — нет, и записывать в перечни. Также Шишкина, сославшись на словам председателя КГИОП Алексея Михайлова, уточнила, что «методика соединяет в себе несколько научных разработок, документ прошёл через целый ряд профессиональных обсуждений и экспертных оценок».
Депутат от фракции «Яблоко» Ольга Штанникова возмутилась, что новые правила не защитят город от строительства башен Газпрома.
«В проекте зон охраны предлагается охранять сочетания исторического ландшафта с общегородскими доминантами в пределах видимости 11 км, но только в пределах зон охраны, — обратила внимание депутат. — От всех общегородских доминант до границ зон охраны заведомо меньше 11 км. Но получается, что указанной норме не будет противоречить строительство небоскрёбов «Лахта центр 2» и «Лахта центр 3» высотой 555 и 703 метра, поскольку площадка для них сама по себе находится вне зон охраны».
Она предложила защитить «небесную линию» города и запретить строительство высотных зданий в радиусе 11 километров от центра независимо от статуса зоны, где они могут появиться.
Градозащитники же указали, что, отвечая на вопросы депутата от «Единой России» Андрея Рябоконя, Михайлов ушёл от темы — почему же в новой редакции закона идентичные охранные ограничения распространяются на «ценные рядовые объекты» и «исторические здания»? Активисты полагают, что при принятии изменений в закон дореволюционные здания, не попавшие в новые ценностные характеристики, будут лишены охраны. Причём узнать, какие именно, — невозможно.