Здание бывшего Дома культуры имени 10-летия Октября на Обводном канале, 62, в последние годы мелькает в новостях, только когда в нём тушат очередной пожар. С инициативой превратить забытый ДК в общественное место для молодёжи выступил студент Кирилл Фарафонов. Он собрал более 200 подписей местных жителей в поддержку идеи сохранения здания. Пока неравнодушные люди проводят там субботники и своими силами расчищают территорию, районные власти заявляют, что финансовой возможности на реконструкцию ДК нет.
Из Союза текстильщиков в «Дом Евангелия»
Трёхэтажное здание на Обводном было построено в начале XX века по проекту архитектора Анатолия Арнольда. Изначально в нём был производственный корпус «Новой бумагопрядильни», основанной ещё в середине XIX века, её главное здание располагалось неподалёку, на набережной Обводного канала, 60. После революции фабрика была национализирована, вскоре разрослась до целого прядильно-ткацкого комбината. А производственный корпус Арнольда приспособили под административные нужды, в 1930-е там работал клуб Союза текстильщиков и рабочих хлопчатобумажной промышленности.
Фото: предоставлено Кириллом Фарафоновым
В 1940-х здание стало Домом культуры имени 10-летия Октября (хотя само десятилетие и отпраздновали ещё в 1927-м). В концертном зале, вход в который сейчас заколочен и завален мусором, 50 лет назад проводились танцы, часто проходили джазовые выступления оркестра под управлением трубача Израиля Атласа.
С 1980-х по 1990-е в бывшем ДК были ночные заведения «Тен-клаб», «Муравейник», «Корона». Единственное, что хранит воспоминание об этом, — это потрескавшаяся железная вывеска «Корона», которая сохранилась на фасаде. При этом в народе здание всё равно называли «десятка» — в память о бывшем ДК 10-летия Октября.
В 2012-м комитет имущественных отношений передал несколько помещений в безвозмездное пользование «Церкви евангельских христиан „Дом Евангелия“». Религиозная организация занимала здание до 2019 года. В итоге комитет расторг с арендаторами договор о безвозмездном пользовании, потому что ДК пришёл в ещё большее запустение. Здание отключили от коммуникаций.
Главному корпусу бывшей ткацкой фабрики — дом 60 по набережной Обводного канала — повезло больше остальных. После закрытия производства его приспособили под креативное пространство. С 2010 по 2020-й там располагались «Ткачи». После их закрытия здание превратилось в обычный бизнес-центр, но тем не менее сохраняется.
Идея восстановить и реконструировать
Одинокая «заброшка» — бывший ДК — практически полностью разрисованная граффити, стоит в полном запустении уже больше пяти лет. В нём не раз случались пожары. Из постоянных посетителей — лишь бездомные и любители полазать по «заброшке».
Весной 2024-го бывший Дом культуры стали посещать не ради любопытства, а чтобы привести его в нормальное состояние. Главный «зачинщик» — 20-летний студент колледжа автоматизации производства Кирилл Фарафонов. Рядом с Обводным каналом он живёт с рождения. ДК он уже не застал, ночные клубы в силу возраста тоже не посещал, так что этот дом на набережной он знает только как забытое заброшенное здание.
Субботник в 2024 году. Фото предоставлено Кириллом Фарафоновым
Прошлым летом Кирилл решил участвовать в муниципальных выборах в своём МО «Волковское». Возрождение ДК было одним из пунктов его предвыборной программы. По словам студента, ДК нужно спасти, ведь он красивый, дореволюционной постройки.
— Я предлагал районной администрации заняться реконструкцией здания. Мне ответили, что средств на это нет. Тогда я стал просить сохранить его хотя бы в том виде, в котором оно находится сейчас, и законсервировать, но и это остаётся под вопросом, — рассказал MR7 Кирилл.
Выборы прошли. Депутатом Кирилл не стал, а идея всё-таки добиться реконструкции не пропала.
Разговоры о сохранении Дома культуры имени 10-летия Октября начались ещё в 2020 году. Тогда СМИ сообщали, что администрация Фрунзенского района планирует открыть в здании новый Дворец культуры.
Пять лет назад власти района передали здание во владение кинодосуговому центру «Чайка» (он находится на Купчинской улице). Новый владелец планировал привести постройку в порядок и открыть филиал киноцентра. Однако этого, судя по нынешней разрухе, не произошло.
Вместо «заброшки» новый молодёжный центр
Поняв, что власти не начнут заниматься спасением постройки в ближайшее время, Кирилл привлёк к проблеме знакомых и стал своими силами немного приводить в порядок территорию рядом с ДК. В октябре прошлого года 15 человек, большинство — студенты, живущих в разных районах города, целый день убирали там мусор. В основном вызвались помочь друзья Кирилла, но в ходе субботника к ребятам присоединились ещё пара прохожих.
Фото: предоставлено Кириллом Фарафоновым
— Мы хотели таким образом привлечь внимание администрации к тому, что за этим объектом нужно хотя бы следить, если нет денег на реконструкцию, — объяснил Кирилл.
Убрать участок рядом с ДК активисты успели, но внутри, по их словам, всё плохо. Там небезопасно из-за хлипких перекладин и разрушившихся лестниц. Но это не останавливает желающих бродить по «заброшке», делился Кирилл. Он рассказал, что с крыши здания не раз кто-то скидывал на прохожих кирпичи и петарды.
Кирилл со своими друзьями считают, что здание можно приспособить под досуговый центр для молодёжи. Подросткам, как отметил студент, нравится бродить по бывшему ДК и разрисовывать стены.
У ДК есть шанс остаться «неснесённым»
Кирилл вместе со знакомыми успел собрать за пару месяцев более 200 подписей местных жителей в поддержку сохранения Дома культуры. Их планируется отправить в комитет по контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) вместе с запросом внести постройку в список объектов культурного наследия (ОКН).
Фото: предоставлено Кириллом Фарафоновым
Несмотря на поддержку, некоторые жители признавались Кириллу, что хоть им и важно сохранить здание, они боятся, чтобы из-за поднятой «шумихи» постройку вовсе не снесли.
Насторожиться пришлось в ноябре 2023 года, когда здание ДК оказалось в предложенном КГИОП реестре «несредовых» объектов. Как раз тогда комитет решил внести изменения в городской закон № 820-7 «О зонах охраны…» и предложил разделять здания на «ценные средовые», «средовые» и «несредовые».
По закону сейчас под охраной в центральных районах находятся все строения старше 1917 года, а в остальных — старше 1957-го. Пересмотреть предполагалось ценность тех самых «несредовых» зданий — бывших каретников, гаражей, небольших флигелей, пристроек, а также, как оказалось, целых жилых домов и других зданий. Таких в городе, согласно составленным спискам КГИОП, около 600 строений. Градозащитники опасались, что в итоге клеймо «несредового» приведёт к тому, что здания просто разрешат сносить.
Однако в ходе очередных обсуждений, осенью 2024-го, от статуса «несредовых» КГИОП решил вообще отказаться и разделять постройки только на «ценные» и «более ценные».
В апреле прошлого года ДК признали «средовым» объектом. Этот статус означает, что здание не обладает особой ценностью, но всё-таки «обеспечивает поддержание средовых характеристик». При этом КГИОП не поясняет, какая судьба ждёт «средовые». К группам «ценных» и «более ценных» их распределять не будут, но и под снос, как заявляет КГИОП, тоже не отдадут.
Сейчас ДК находится в аварийном состоянии, отметил Кирилл. Активисты надеются, что ещё есть возможность спасти его от полного разрушения.