Сегодня в Петербург прибыл пассажирский поезд № 11 Мурманск — Санкт-Петербург, в который накануне вечером врезался грузовой состав. Без четырёх последних вагонов, сошедших с рельсов, и почти на три часа позже он остановился на Ладожском вокзале. На перроне собрались близкие пассажиров, медики, волонтёры и сотрудники полиции. Как встречали поезд и что рассказывали пережившие столкновение пассажиры — в репортаже MR7.
Двухэтажный пассажирский поезд № 11 Мурманск — Санкт-Петербург и грузовой состав № 2013 столкнулись примерно в 16:12 18 декабря на станции Княжая в Мурманской области. Грузовой состав «вошёл» в хвост пассажирского поезда, из-за чего четыре вагона последнего сошли с рельсов.
В пассажирском поезде в момент аварии находились 326 пассажиров. Те, кто не нуждался в помощи медиков, около четырёх часов провели в холодном поезде, который простоял в районе станции Княжая. Температура на улице на тот момент была -30 градусов.
После состав сформировали из восьми уцелевших вагонов, где разместили пассажиров и из сошедших с рельсов.
Столкнувшиеся поезда. Фото: telegram-канал «МЧСМурманск»
«Секунд пять вагон волочило по шпалам»
Поезд № 11 прибыл в Петербург с задержкой на три часа. На табло Ладожского вокзала, где его ждали по расписанию в 10:10, несколько раз меняли время и пути прибытия — точные данные сообщили лишь за несколько минут до подъезда поезда. За табло следили немногочисленные встречающие. Они обсуждали детали произошедшего, пытались дозвониться до близких.
Фото: Павел Даиси / MR7
— Третий вагон попал под это… А наши были в 12-м — повезло. Но давление у сестры, конечно… Она и её соседки в плохом психическом состоянии. Вы не знаете, где здесь медпункт? Мы сразу туда побежим, — говорила одна из женщин, встречавшая сестру.
Её родственнице повезло — по словам встречающей, та почти не пострадала, отделалась только испугом.
Фото: Павел Даиси / MR7
Другим пассажирам повезло меньше — по официальным данным, в результате столкновения пострадали пятеро детей и 26 взрослых — всего 31 человек, сообщает РЖД. Двое погибли, ещё четверо — в тяжёлом состоянии в больницах Заполярья.
Фото: Павел Даиси / MR7
Встречали приехавших из Мурманска не только близкие, но и врачи скорой помощи, волонтёры, а также сотрудники полиции. Именно они зашли в вагоны первыми. Тех, кто был в дальних от столкновения вагонах, отпустили почти сразу. Остальным полицейские раздали по ручке и листку бумаги — вероятно, пассажиров просили описать случившееся.
— Мою полку, на которой я лежала, её вырвало со всех креплений и выбило на улицу. Как я вообще выскочила — до сих пор не понимаю. Очень страшно, — рассказала Людмила, которая ехала в четвёртом вагоне.
Одна из пассажирок Людмила. Фото: Павел Даиси / MR7
Всех пассажиров из него сразу после столкновения попросили быстро переместиться в пятый вагон. Но оказалось, что он также пострадал, и было опасение, что тоже завалится. Поэтому людей разместили в 11-м и 12-м вагонах.
Фото: Павел Даиси / MR7
— Было трудно понять, что происходит, мы увидели завал из вагонов, потом было много помогающих — люди вытаскивали других, а затем мы узнали, что одна из женщин, у которой была ампутирована нога, умерла. Ещё про двух говорили, что они в очень тяжёлом состоянии, — добавляет Людмила.
Скончавшейся от потери конечности могла быть проводница одного из вагонов — об этом уже на платформе в Петербурге рассуждали сами пассажиры. Подробностей им в пути не сообщали.
Среди тех, кто помогал вытаскивать людей, был Роман из пятого вагона.
— Незадолго до столкновения появился интернет. Я набираю на телефоне сообщение и слышу три удара — у нас со стола всё начало падать. И потом ещё секунд пять наш вагон волочило по шпалам. Но это всё длилось 12-15 секунд — вообще незаметно было, а потом уже пришло осознание — там же люди… — рассказал Роман.
Роман, который помогал пассажирам. Фото: Павел Даиси / MR7
Мужчина перенёс случившееся нормально и не пострадал. После того, как его «переселили» в другой вагон, его новой соседкой стала девушка из третьего вагона, которой повезло значительно меньше.
— Она по телефону говорила в момент столкновения. Рассказала так: «Я лежу в купе, а тут бац, пролетает мимо меня огромный нож и разрезает всё, двери вылетают, полки в кучу. Секунд десять — и холодрыга», — делится Роман.
Среди пассажиров третьего вагона оказался и 70-летний Виктор.
— Было темно, но не страшно. Сначала всё трещало, тряслось, потом стало сыпаться. А потом — темно и холодно. Лес вокруг — я вот переживал, как мы тут ночевать будем, — рассказал Виктор.
Мужчина чувствует себя хорошо и бодро — жалуется, что только куртку испачкал.
Виктор, который ехал в том самом вагоне. Фото: Павел Даиси / MR7
— Очень быстро сработали проводники, на помощь пришли мужчины, — добавляет Татьяна.
Она ехала из Мурманска в Петербург — это не конечная точка, а только пересадка. По скидке поймала дешёвые билеты в четвёртый вагон. Татьяна хотела заодно и Петербург посмотреть — теперь планы поменялись. Сможет ли она оправиться от стресса в ближайшие дни, пока не знает.
Правда, силу удара ощутили не все пассажиры. Так, ехавшие в вагонах с седьмого по девятый почувствовали лишь необычное торможение, услышали странные звуки, но не сразу придали им значение.
Фото: Павел Даиси / MR7
— Мы-то толком и не знаем ничего. Было торможение странное. Остановились. Ждём — чего ждём? Спустя час я вышел и осознал… — рассказал один из пассажиров седьмого вагона.
Удивилась долгой остановке и ещё одна семейная пара из того же вагона — они приехали в Петербург в отпуск, поезд выбрали, так как думали, что он «безопаснее самолётов».
— Теперь будем летать! И только. Мы, конечно, не пострадали, но обратные билеты сдали, — рассказал супруг.
Виноваты «башмаки»?
Как ранее сообщалось, причиной аварии могла стать неисправность грузового состава — у него отказал один из пантографов (токоприёмников). Машиниста грузового поезда и его помощника задержали вечером 18 декабря. По предварительным данным, они оставили кабину локомотива без присмотра.
Как стало известно MR7, грузовой состав выехал со станции Титан около 08:45, за два часа до трагедии, когда обнаружилась проблема с пантографом, поезд совершил вынужденную остановку на 1113-м километре перегона Княжая — Ковда. После он начал самопроизвольно спускаться под горку, пока не врезался в пассажирский состав.
При этом железнодорожники пытались предотвратить аварию — зафиксировать грузовой состав на путях, однако, возможно, было применено недостаточно «тормозных башмаков» — только пять из положенных примерно 30. По версии, которую MR7 сообщили железнодорожники, был шанс остановить неисправный состав силами бригады другого «товарняка» — однако они не успели установить «башмаки». Кроме того, в коммуникации бригады неисправного состава и диспетчеров могли быть трудности.