Репортажи

«Здесь все наши смыслы». В военном суде допросили жену и мать диссидента Александра Скобова*

«Здесь все наши смыслы». В военном суде допросили жену и мать диссидента Александра Скобова*

Скобов* присутствует по видеосвязи. Фото: Катерина Иванова

На очередном судебном заседании по уголовному делу обвиняемого в публичном оправдании терроризма и участии в террористическом сообществе петербургского публициста и диссидента Александра Скобова* огласили показания свидетелей, не явившихся в суд, а также допросили пришедших жену и мать Скобова*.

Справка

Александра Скобова* задержали 2 апреля 2024 года. Поводом для уголовного преследования стали несколько постов в Тelegram о взрыве Крымского моста и о теракте, который 2 апреля 2023 года совершила Дарья Трепова**. Также диссиденту вменяют участие в террористическом сообществе. Обвинение Скобову* предъявили по части 2 статьи 205.2 УК РФ (публичное оправдание терроризма) и части 2 статьи 205.4 УК РФ (участие в террористическом сообществе).

В конце апреля Скобова* этапировали в Сыктывкар для проведения следственных действий. Там он находился и сейчас, а в заседаниях по делу участвует по видеосвязи, отвечать на вопросы суда отказывается.

Скобов* — диссидент со стажем. В 1978 году был арестован после создания небольшой оппозиционной коммуны и по решению суда помещён в психиатрическую больницу. Вышел оттуда только в 1981 году.
22 марта 2024 года Минюст признал его иноагентом.

Не явившиеся свидетели

Судебное заседание 18 декабря началось с оглашения показаний свидетелей, не явившихся в суд.

Прокурор зачитала показания эксперта общественной палаты Сыктывкара Павла Соколова, рассказавшего о том, что он занимается анализом публично доступной информации. Павел Соколов, согласно оглашённым показаниям, сообщил, что деятельность одной из нежелательных организаций носит радикальный характер, что её участники призывают поддерживать Украину и провели аукцион, все средства от которого передали ВСУ.

— Деятельность этой организации в настоящее время направлена против интересов безопасности Российской Федерации, — зачитала показания прокурор.

Кроме того, огласили показания сотрудника центра «Э» (главного управления по противодействию экстремизму МВД России по Петербургу) Арама Хачатряна. 2 апреля он присутствовал при обыске в квартире у петербургского правозащитника, советского диссидента Юлия Рыбакова — там и брали Скобова*. Затем он же наблюдал за обыском по месту жительства Александра* — в квартире его матери.

Адвокат Вероника Карагодина с Ольгой Щегловой и Натальей Скобовой перед началом заседания. Фото: Динар Идрисов

Адвокат Вероника Карагодина с Ольгой Щегловой и Натальей Скобовой перед началом заседания. Фото: Динар Идрисов

Человек в маске пронёсся галопом

После оглашения свидетельств допросили мать Александра* Наталью Лукиничну Скобову и его жену Ольгу Щеглову.

Мать Александра* вошла в зал суда, опираясь на палку. Ей почти 91 год. Судья предложил ей присесть на стул, но Наталья Скобова отказалась и давала показания стоя.

Она сейчас живёт одна — об этом Наталья Лукинична сообщила суду. Затем она описала, как прошёл обыск в её квартире, как проводивший его человек в маске «галопом пронёсся» по комнате, разбросал бумаги и папки, вышвырнул бельё из шкафа.

— Я плохо хожу, и мне трудно нагибаться, — сообщила Наталья Скобова. — Он удалился, и мне пришлось с большим трудом подбирать всю эту кучу.

По словам Натальи Лукиничны, на тему политики они с сыном не общались, но она уверена: порядочность и доброта никогда бы не позволили Александру* поддерживать терроризм, а к фашизму и нацизму, сообщила она, сын относился резко негативно.

Наталья Скобова на допросе. Фото: Катерина Иванова

Наталья Скобова на допросе. Фото: Катерина Иванова

Наталья Лукинична сообщила, что в начале Великой Отечественной войны находилась под Ленинградом, и описала, как проходил процесс эвакуации, как ночью люди пробирались к вагону по шпалам.

— Это был один из последних эшелонов, который отправили в Кировскую область, — сказала она.

— А куда вернулись потом? — внезапно заинтересовался судья Александр Хлуднев.

— В Ленинград, — ответила Наталья Лукинична.

Честный, добрый, принципиальный

После матери Скобова* показания давала жена диссидента Ольга Щеглова. Её допрашивали больше часа.

Ольга рассказала, что знакома с Александром* почти 50 лет, более 30 — они в браке.

— Это невероятно честный, принципиальный, добрый, мужественный человек. Я наблюдала его в разных обстоятельствах, — так описала своего мужа Щеглова.

Она отметила, что Скобову* свойственен патриотизм, не показной, а искренний, рассказала, что впервые его задержали за разбрасывание листовок ещё в 1976 году. Также Ольга рассказала, как Скобова* направили на принудительное лечение и как потом международная врачебная комиссия сняла с него диагноз, а самого диссидента затем реабилитировали и даже выплатили ему компенсацию за годы преследований.

Тогда Ольга и Александр* общались мало. Встретились повторно они уже в 1989 году и больше не расставались.

Фото: Динар Идрисов

Фото: Динар Идрисов

Ольга отметила высокую образованность Скобова*, подчеркнув, что он много учился во время заключений.

— Он автор двух учебников, которые до сих пор используются в педагогической практике, — сообщила Ольга Щеглова и добавила, что, уже находясь в СИЗО сейчас и будучи почти слепым, Скобов* написал статью в научный журнал.

Ольга сообщила, что они с мужем выступали против Чеченских войн, процитировала статьи Конституции о свободе слова и свободе объединений.

— Мы с вами знаем, что такое терроризм, — сказала она. — Незадолго до ареста Александра* окончательно подсчитали, сколько человек погибло во время теракта в «Крокус Сити Холле» — не менее 145.

Упомянула она и теракт, случившийся в исправительной колонии в Волгоградской области, при котором погибли четверо сотрудников ФСИН (23 августа 2024 года заключённые захватили сотрудников ФСИН в заложники).

На вопрос о том, как Скобов* относится к действующей власти, Ольга Щеглова отвечать не стала.

— Почему Скобов* не покинул Россию? — спросил Щеглову сыктывкарский адвокат Скобова* Владислав Коснырев.

— И он, и я не покинули Россию, потому здесь у нас все смыслы, — ответила Щеглова. — Здесь наша Родина.

— Есть ли вопросы к свидетелю у подсудимого? — спросил судья.

— Оля, я тебя люблю, — после короткой паузы крикнул Александр* и снова погрузился в молчание.

О здоровье своего супруга Щеглова сообщила: оно ухудшается, но Александр* не желает ей жаловаться. У Скобова* несколько хронических заболеваний, в том числе диабет и гепатит С (им, по словам Щегловой, Скобов* заразился во время одного из заключений). После нападения в 2014 году (тогда неизвестные нанесли Александру* несколько ножевых ранений) прогрессирует глаукома.

После допроса свидетелей прокурор продолжила оглашать письменные доказательства и зачитала протокол осмотра интернет-страниц диссидента.
Следующее заседание назначено на 27 декабря.

*Внесён Минюстом РФ в реестр иноагентов, а также в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

** Внесена в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга

share
print