В Горсуде Петербурга 3 декабря начнут рассматривать иск градозащитников к комитету по охране памятников Петербурга (КГИОП). Активисты оспаривают решение комитета, отказавшегося признавать склады Кокоревых объектом культурного наследия… ещё в 2005 году. Так градозащитники хотят спасти от сноса 17 исторических зданий, на месте которых власти города запланировали пассажирский терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали.
Что такое Кокоревские склады?
За Кокоревскими складами на Лиговском проспекте, 50-52, уже давно закрепился статус «музыкального квартала» — здесь находится знаменитый клуб «Ионотека», в котором свою эстрадную карьеру, например, начинала певица Гречка, группы «Пасош» и «Буерак». Рядом бар «1703», в котором с 2013 года проводят рэп-баттлы «Versus» — в 2017 году здесь «состязались» рэперы Oxxxymiron* и Слава КПСС.

Фото: Павел Даиси / MR7
Кроме того, на территории складов находятся офисы небольших компаний, шоурумы, мастерские, кофейни — здесь их больше сотни. Недорогая аренда, удобное расположение — до станции метро «Площадь Восстания» десять минут пешком, столько же до «Лиговского проспекта».
Однако в скором времени всего этого может не стать — арендаторов выселят, молодёжь — выгонят. Городские власти решили строить на месте складов новый вокзал.
До весны 2023 года склады Кокоревых у Московского вокзала «защищал» закон 820-7 «О границах объединенных зон охраны…». Однако губернатор Александр Беглов предложил, а ЗакС поддержал поправки, позволяющие снести здания (тогда же защиты лишились дома на проспекте Обуховской Обороны, которыми решили пожертвовать ради съездов с нового моста через Неву).

Фото: Павел Даиси / MR7
«Изнанка, без которой нет города»
Решение Смольного о размещении вокзала для ВСМ на месте складов поддерживают не все петербуржцы. Градозащитники и архитекторы настаивают на том, что квартал кирпичных корпусов необходимо сохранить, а терминал для ВСМ разместить в другом месте.

Василий Успенский. Фото: Павел Даиси / MR7
— Слово «склад» в первую очередь ассоциируется с безликим зданием, обшитым профнастилом, где-то на окраине города.
И вначале, когда слышишь, что нужно спасать какие-то там склады, — это кажется бредом сумасшедшего, — рассказывает искусствовед и преподаватель Василий Успенский. — Современный склад — это техническое утилитарное сооружение, которое никаких тёплых чувств вызывать не может. Но здесь ситуация другая — это постройки другого времени, другой эпохи, с другим отношением людей к архитектуре.

Фото: Павел Даиси / MR7
Василий ведёт в переулок складского лабиринта, где стоит первый корпус — его построили в 1873 году. Остальные здания возводили в несколько этапов, по 1886 год. Предназначались они для «Северного общества страхования и складов товаров с выдачею варрантов» Василия Кокорева. Сам он был одним из богатейших русских людей XIX века, предпринимателем и меценатом, который вкладывал деньги в строительство и торговлю. Кокорев и его семья владели земельными угодьями и колоссальным состоянием.

Фото: Павел Даиси / MR7
— Первый корпус построил академик архитектуры Иван Мерц.
И редко какой сегодня склад будет строить академик архитектуры, — отмечает Успенский.
— Склады Кокоревых важны нам как рассказ о городе, в котором жили люди. Они ходили не только из театра во дворец, а, например, зарабатывали деньги. И всё это где-то происходило. И понять Петербург — как место действия великой литературы — невозможно, не попав в подобные места.
Иван Мерц в Петербурге приложил руку к созданию ещё и водонапорной башни на Кирочной (ныне Музей воды), Ижорского завода, дома Лобановых-Ростовских, а также нескольких доходных домов, и создал фонтан в Александровском саду. Вместе с ним над «концепцией» складов работал и архитектор Михаил Андреев, построивший десять доходных домов на Петроградской стороне и Васильевском острове. С Мерцем и Андреевым работал и третий архитектор, Иван Меркулов — кроме складов Кокоревых в Петербурге от его работ больше ничего не сохранилось.
Фото: Павел Даиси / MR7
— Здания складов нам ценны как часть старого Петербурга — причём как та часть, которая очень плохо сохраняется. Есть парадный Петербург, о котором все пекутся.
А изнанка, такая, как склады Кокоревых, первой идёт под снос. Но ведь без них не будет цельного образа города. Как пальто без изнанки не существует, так и город без изнанки тоже не полноценен.
Только на контрасте между «внутренними» зданиями и парадными фасадами чувствуешь город во всём его разнообразии, — считает Василий.
Искусствовед обращает внимание на состояние зданий — где-то немного отваливаются кирпичи, заметно обшарпанное состояние оснований зданий. Но, несмотря на это, они хорошо сохранились — у окон и крыши виднеется орнамент.

Фото: Павел Даиси / MR7
При этом, согласно историко-культурной экспертизе, которую по заказу КГИОПа выполнило ООО «Кант» архитектора-реставратора Игоря Пасечника, склады — это всего лишь однообразная застройка.
— Стиль, в котором построены склады — это переход от эклектики к модерну и уже модернизму в современной архитектуре. Это честная архитектура, индустриальная, которая следует за функцией здания. И то, что склады расположены рядом с железной дорогой и вокзалом, очень для них органично. В каком-то плане, русский стимпанк, — отмечает искусствовед.
Фото: Павел Даиси / MR7
Часть складов — два первых корпуса, которые находятся ближе к железной дороге, сохранить город всё-таки планирует. В КГИОП считают, что этого достаточно — «… Будут сохранены основные исторические конструкции корпусов, составляющих историческое ядро комплекса и маркирующих основные исторические планировочные решения», — отмечают в комитете. На месте остальных зданий, согласно концепции размещения терминала ВСМ, подготовленной АО «Проектный институт № 1», обустроят подъезды и парковки.
— Это большой и хорошо сохранившихся ансамбль зданий особенного типа, подобных которому мало осталось.
Потому что такая архитектура страдает первой. Причём есть же компромиссы — например, технологии переноса зданий, — размышляет Василий.

Фото: Павел Даиси / MR7
Ради строительства магистрали планировали снести часть ансамбля Фарфоровского поста. Летом 2023 года, после многочисленных обращений местных жителей с просьбой спасти их дома, а также борьбе активистов за сохранение квартала, госэкспертиза, выполненная «ЛенСтройУправлением», подтвердила значимость шести двухэтажных кирпичных домов Фарфоровской. Госисследователи предложили «передвинуть» исторические здания для освобождения места под железнодорожные пути. Кроме того, в ноябре КГИОП присвоил комплексу зданий Фарфоровского поста статус достопримечательного места. Чтобы построить магистраль, здания должны будут передвинуть на 10-20 метров.
Как Василий, так и градозащитники видят другую перспективу для складов — они считают, что корпуса можно приспособить для частного бизнеса или сделать арт-квартал. Похожим образом поступили с Новой Голландией, где изначально были устроены склады корабельного леса, а затем располагалась служба Балтийского флота. Ещё один пример — пространство «Севкабель Порт», который сейчас существует на части территории завода «Севкабель» (а он тоже возник не на пустом месте — до него на берегу залива работал радиотехнический завод «Сименс и Гальске»).

Фото: Павел Даиси / MR7
— Также хорошо подходят они и для нужд нового вокзала. Это практичная, деловая архитектура — не дворцовая. Поэтому есть много возможностей адаптации — и главное, что такие здания и сегодня выглядят современно, они в очень хорошем состоянии. Причём это даже символично — склады представляют собой памятник русского экономического чуда. И то, что сейчас здесь малый бизнес — вполне органично, — заключает искусствовед.
Вокзал и склады встретятся в суде
Территорию складов в 2001 году признали выявленными объектами культурного наследия. Однако уже в 2005 году четыре из 17 корпусов сняли с охраны — это первый, второй, 11 и 12 корпуса. В комитете решили, что за четыре года склады «утратили историческую ценность». В 2006 и 2007 годах такая же учесть постигла и остальные корпуса. Окончательно охраны склады лишились весной 2023 года, когда их исключили из закона 820-7.

Фото: Павел Даиси / MR7
Побороться за архитектуру двухсотлетней давности намерены активисты — они подали иск к КГИОПу. Рассматривать иск активистов начнут в Горсуде 3 декабря. Градозащитники будут оспаривать нормативно-правовой акт от 2005 года.
— Пока мы оспариваем первый документ. Тогда, в 2005 году, власти поняли, что будут продавать территорию складов под вокзал, — отмечает градозащитник Олег Мухин.
— Размещать на их месте новый терминал — в принципе большая ошибка. Единственный рациональный вариант сейчас — увести новый вокзал в другое место.
Также активисты работают над проектом других вариантов для размещения вокзала в Петербурге.

Фото: Павел Даиси / MR7
«Бороться» с проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали через суд пробовали и петербуржцы, чьи дачи расположены в Новгородской области. Там дорога может пройти через 35 деревень. Так, около 300 жителей и владельцев дач в посёлках Кирилловка, Дубровка, Теремец, Подберезье и Тютицы боятся лишиться своих домов.
Недовольные подали три иска — к правительству Новгородской области и местным администрациям. Они хотели оспорить действия администрации по согласованию проекта ВСМ в их области. Однако везде проиграли. В попытке спасти дома дело дошло и до Петербурга — в ноябре этого года Третий кассационный суд отказал недовольным.
— В некотором роде мы потеряли архитектурную культуру. Речь идёт не о больших проектах, а о малых. Сейчас никому не приходит в голову заботиться о внешнем виде складов. А Кокоревы — это пример отношения к своему делу — урок нам из прошлого, — подытоживает Успенский.
*Признан Минюстом РФ иностранным агентом