Фото: «Яндекс.Карты»
Башню водонапорной станции Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги признали объектом культурного наследия регионального значения, сообщили в пресс-службе КГИОП 29 ноября.
В 1850-х годах за Обводным каналом началось строительство станций Санкт‑Петербург-Варшавской и Петергофской (Балтийской) железных дорог. Одновременно с этим на пустыре появлялись жилые дома для рабочих и служащих дороги, мастерские и вагонные депо.
Главным архитектором по созданию станционных зданий был академик архитектуры Ксаверий Скаржинский, а помогал ему коллега Пётр Сальмонович.
В 1858 году Сальмонович представил проект вокзального комплекса, согласно которому в Петербурге должны были появится новое здание вокзала, депо на 14 локомотивов, а также два каменных жилых дома для служащих общества Варшавской линии.
«В основу нового проекта постоянной станции и пассажирского вокзала в Петербурге был положен принцип западноевропейских железнодорожных сооружений, предусматривающий наличие в составе вокзала отстойного парка для пассажирских вагонов с поворотными кругами, каких еще не существовало в России», — отмечают специалисты КГИОП.
Фото: watertowers.ru
Так, в 1861 году на месте уже красовалось главное пассажирское здание вокзала, а в 1897 году за Обводным каналом появилась кирпичная восьмигранная водонапорная башня. Проект реализовали с небольшими отступлениями от первоначального проекта.
На главном южном фасаде здания водонапорной башни располагается вход — дверной проём под полуциркульной перемычкой и гранитным наличником с замковым камнем в качестве декора. Все фасады здания решены идентично.
Фото: сайт КГИОП
Сейчас здание не эксплуатируется, внутри сохранился первоначальный интерьер.
В настоящее время здание водонапорной башни не , первоначальная планировка интерьера в пределах капитальных стен сохранилась, представляет собой круглое в плане помещения без декора.
В 2022 году КГИОП выдал собственнику задание на разработку документации по проведению противоаварийных работ и реставрации башни, но её владелец на это никак не отреагировал.
В августе 2023-го Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти обязал собственника в течение года провести противоаварийные работы, а ремонт здания завершить в течение двух лет.
«В связи с неисполнением первого требования решения суда КГИОП 26 ноября направлено заявление о возбуждении исполнительного производства», — отметили в пресс-службе комитета.
Водонапорная башня Варшавского вокзала была признана вновь выявленным памятником в 2001 году.