Фото: «SOS СПб СНОС»
Фонд «Голодай» по сохранению исторического наследия обратился к семи крупным российским меценатам с просьбой спасти Фарфоровский мост (Цимбалинский путепровод) от сноса.
Обращения направлены Константину Малофееву (группа компаний «Царьград»), Сергею Адоньеву (основатель Yota), Герману Стерлигову (основатель благотворительного проекта «Слобода»), Роману Абрамовичу, Сергею Галицкому (основатель и бывший совладелец сети магазинов «Магнит», ФК «Краснодар»), Владимиру Потанину (владелец и президент управляющей компании «Интеррос», президент ГМК «Норильский никель») и Виктору Тырышкину (застройщик, позиционирующий себя как мецената).
«Фарфоровский мост можно спасти! Если даже не сохранив на историческом месте, то бережно разобрав и перенеся на новое. Для этого нужен лишь благородный человек, кому под силу будет оказать организационную помощь в работах по сохранению моста, когда придет время его разборки», — говорится в тексте письма.
В фонде, директором которого является градозащитник Олег Мухин, напомнили, что речь идет о последнем сохранившемся в Петербурге дореволюционном многоарочном путепроводе.
«(…) Власти неумолимы в решении разобрать его и сдать в металл. Если это произойдет, будет уничтожен уникальный пристанционный ансамбль, «Железнодорожные ворота» Петербурга», — пояснили активисты.
Они также напомнили, что сейчас мост ежедневно эксплуатируется, по нему проезжают тысячи автомобилей. Его предполагаемый снос обусловлен «не техническим состоянием, а необходимостью увеличить пропускную способность».
Цимбалинский путепровод построили в 1910 году над путями железнодорожной станции Фарфоровская. Градозащитники начали выступать за сохранение этого объекта в 2019 году, когда власти стали обсуждать вариант строительства на этом месте новой переправы с тротуарами и велодорожкой длиной 2,2 километра. Контракт на проектирование и строительство нового путепровода в 2023 году оценили в 9,2 миллиарда рублей.
В ноябре 2024 года Госстройнадзор выдал разрешение на строительство нового путепровода — оно будет действовать до ноября 2028 года. Основные работы планируется завершить до конца 2027-го.
Напомним, что 13 ноября начался первый этап реконструкции Фарфоровского моста. На строительной площадке начали бетонировать опоры для строительства нового объекта. Проект реконструкции виадука предполагает, что на месте исторического Фарфоровского моста появится новый путепровод.
Проектом также предусматривается обустройство съездов к Фарфоровскому посту и на территорию РЖД. Всего в зону строительства вошли 15 земельных участков.
Градозащитники активно борются за спасение исторического путепровода. Они подавали заявления в КГИОП, в которых просили присвоить путепроводу статус объекта культурного наследия. Однако в комитете им отказали, после чего обратились в суд. Представитель КГИОП Олег Блинов предоставил экспертизу, в которой указал, что мост не обладает ценностью, потому что он — «типовой». Активистам удалось убедить судью назначить вторую экспертизу, которую должен был провести архитектор Виктор Сахновский.
Работа эксперта в итоге обошлась градозащитникам в 150 тысяч рублей, которые им удалось собрать за два месяца в фонде «Голодай». Однако в своем экспертном заключении он указал, что ценности всё-таки мост не представляет, рассказали градозащитники. В итоге градозащитникам пришлось отказаться от иска.
О помощи активисты просили и губернатора Петербурга Александра Беглова. Ещё в марте 2021 года петербуржцы отправили ему открытое письмо с просьбой сохранить мост. Тогда они просили включить его в состав нового веломаршрута, которым можно было бы проехать на набережную Невы до парка имени Бабушкина.
Повторно с тем же заявлением активисты обратились к губернатору уже в сентябре 2024-го. Также вместо сноса одного из двух самых старых городских путепроводов градозащитники просили организовать общественные обсуждения по переносу конструкции в новое место, где он смог бы далее служить петербуржцам по назначению или стать музеем под открытым небом.