На одну неделю, с 22 по 29 ноября, катакомбы Петрикирхе стали домом для выставки «Преображения», собравшей в подземелье лютеранской церкви работы тридцати петербургских фотографов. MR7 посетил выставку и рассказывает, что представляет собой художественная фотография сегодня и каким образом фотографы добиваются того результата, который у вас точно не получится даже с последним айфоном.
В чаше бассейна (он в кирхе был открыт в советские годы) и на этаже под ним развешаны более сотни снимков, выполненных в разных стилях и техниках. Слегка засвеченные негативы, фотографии, сделанные через прямую проекцию изображения на плёнку вообще без использования фотоаппарата — в эпоху, когда кажется, что фотоискусство стало доступно каждому, заставляют ещё раз переосмыслить то, что мы понимаем под фотографией.
Среди авторов — легенда фотомира Валентин Самарин. Его снимки уже экспонировались в Петрикирхе в прошлом году. А также Андрей Чежин, Александр Китаев, Валентин Симанков и ещё свыше двух десятков фотографов, работающих в жанре арт-фотографии.
Фото: Павел Даиси / MR7
Кураторами выставки стали Сергей Щербаков и Алексей Родионов из галереи Zerno, которая занимается продвижением современных фотохудожников, а сам проект реализован при поддержке продюсерской компании FT Production.
— Выставка длится всего неделю. В принципе наша концепция последние года полтора заключается в том, что классно делать выставки даже не на неделю, а лучше вообще на один день, потому что это подвигает выставку к понятию хэппенинга, — рассказал MR7 сокуратор и участник экспозиции Сергей Щербаков. По его мнению, выставка — это, по сути, театр и её ограниченность во времени создаёт дополнительное внутреннее напряжение.
Как можно заметить, уже в самом названии выставки содержится некоторая провокация. Тема, положенная в заглавие, противоречит тому устоявшемуся смыслу, который обычно вкладывается в понятие «фотография». То, что призвано фиксировать действительность, становится инструментом для её преобразования, преображения, тем самым отходя от документалистики в сферу художества.
Валентин Самарин и его работы. Фото: Павел Даиси / MR7
— Всё, что вы видите, это особенное творчество каждого из вас, — обратился Валентин Самарин к собравшимся зрителям. — Все вы всем чувством в мире этом, и каждый из вас — единственный в этой вселенной. И вот эту единственность, а она бывает удивительно красивой, вы и представляете на этой выставке.
Авторы работ руководствуются разными идейными установками и работают в разных техниках, создавая свои снимки, но для каждого из них фотография — это способ вглядеться в реальность на ином, трансцендентном уровне, на котором возможно объединить внутреннее с внешним и поделиться сакральным опытом.
Над чем-то подобным чуть больше столетия назад размышляли петербургские авангардисты во главе с художником Михаилом Матюшиным, одним из создателей учения о смещении границ человеческого восприятия. Кто-то называл это «расширенным смотрением», а друг Матюшина заумник Александр Туфанов обозначил процесс географически конкретно, сводя к одной точке — ощущением Сестрорецка, города на территории бывшей Ингерманландии. И так получилось, что в эти же годы финский этнограф Самули Паулахарью объезжал на велосипеде приходы церкви Ингрии, оставив после себя множество записей, зарисовок и фотографий.
Его путь уже в нашем десятилетии повторила фотограф Ольга Матвеева. За четыре недели также на велосипеде она преодолела свыше полутора тысяч километров по дорогам Ленинградской области.
Чтобы зафиксировать утраченную реальность, Ольга использовала просроченную цветную пленку. Поэтому её фотографии лишены глубины резкости и ярких цветов, а контуры людей, церквей, окружающего пейзажа размыты, как и память об ингерманландском прошлом этих земель.
Утраченная Ингерманландия в работах Ольги Матвеевой. Фото: Павел Даиси / MR7
На расстоянии нескольких метров в работах Алексея Савкина видится что-то от импрессионистов. Подойдя поближе, профессионал разглядит использование метода цианотипии. Когда-то её широко применяли при изготовлении светокопий чертежей и документов, так называемых «синек». По мнению фотохудожника, фотографии присуща обратная логика создания. После снимка, длящегося доли секунды, возможности автора как-то повлиять на изображение очень ограничены. Поэтому цианотипия для него — это как съёмка ещё раз, попытка добавить второй изобразительный слой, усилить возможность фотографии.
Работа Алексея Савкина. Фото: Павел Даиси / MR7
Фотограф Катя Сытник-Кашалот разместила на нижнем уровне катакомб трехчастную инсталляцию. Коллажный триптих-трибьют из серебряных отпечатков «человеку, который умел видеть». Образ проявляется на плёнке, и его остаётся только разглядеть. Для этого автор предлагает зажечь или погасить свет, поменять ракурс смотрения и при этом беречь голову и тех, кто рядом с нами.
Инсталляция «Проявления» Кати Сытник-Кашалот. Фото: Павел Даиси / MR7
Видение каждого из 30 фотохудожников на выставке уникально, «единственно», если ещё раз вернуться к словам Валентина Самарина, произнесенным на открытии. И способ преображения действительности у каждого свой. Создатели экспозиции называют её «самым ярким фотособытием года» в нашем городе, и основания для этого у них есть — масштабный обзор петербургского фотоискусства, выходящего за рамки привычного понимания фотографии, у них действительно получился.
Фото: Павел Даиси / MR7
Где: Петрикирхе, Невский проспект, д. 22-24Б
Когда: до 29 ноября, с 12:00 до 21:00