Вечером спустя ровно десять лет после протестной акции в центре Киева и в 1001 день с начала проведения СВО в филармонии имени Шостаковича показали «Новороссию» — спектакль по поэме луганской поэтессы. Зал на полторы тысячи мест 20 ноября был полон: городские театралы, почитатели z-поэзии, инвалиды на костылях и в колясках. На сцене под музыку Баха и Грига рассказывали, как Донбасс «захлёбывается в крови». Подробнее в репортаже MR7.
Фото: Павел Даиси / MR7
В ожидании «положительных эмоций» от истории про всеобщую трагедию
Спектакль «Новороссия» 20 ноября начался ровно в 20:00. За полчаса до этого по залам филармонии уже бродили толпы, многие зрители с цветами — всё как положено на больших премьерах.
В августе 1942-го в этом же зале впервые в городе играли Блокадную симфонию Дмитрия Шостаковича, а теперь говорят о «Новороссии».
Фото: Павел Даиси / MR7
— Ждём многого. И выбрали мы спектакль неслучайно, — говорит перед началом спектакля петербурженка Елена. — Отец моей дочери погиб на СВО. Мы не были женаты, но я долго его искала, когда нам сказали, что он пропал без вести. Мы вступили в чат полка, искали сообщения о нём. Познакомились там с одним поэтом, который тоже служил, — Дмитрием Филипповым. Он давал много информации об обстановке на фронте.
Елена рассказывает, что стихи Филиппова про Авдеевку так пришлись по душе её дочери, что та даже захотела поехать туда.
— Она просила меня: «Мама, поехали в Авдеевку». Я ей говорила, что пока нельзя, ещё рано туда ехать, — делится Елена.
Стихи петербургского писателя Дмитрия Филиппова и донецкого писателя Арсения Александрова стали частью спектакля, но основной сюжет был написан по мотивам поэмы луганской поэтессы Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз».
Как оказалось, с творчеством Заславской петербуржцы тоже знакомы.
— Ходим на спектакли редко, но я знаю эту поэтессу. Концерт идёт всего полтора часа, дочка сможет высидеть, — говорит Денис, кивая на девочку лет 12.
Фото: Павел Даиси / MR7
Поодаль от них стоят большим кругом мужчины. Одеты «не театрально» — кто в спортивном костюме, кто в камуфляже. Многие из них на костылях. У кого-то не хватает одной ноги, а у кого-то обеих.
— Вы говорите погромче. Я контуженный, — предупреждает Виктор, прежде чем ответить на мои вопросы. — Я приехал в Петербург на перепротезирование. Мне нравится город, приехать сюда всегда было моей мечтой. Она, конечно, сбылась, но не так, как хотелось.
Виктору 56 лет. Родом из Донецка. В 2022 году был мобилизован. С нервным смешком говорит, что пошёл тогда защищать родину уже во второй раз, первый был в 2014-м.
Многих пострадавших на СВО, кто пришёл на премьеру, Виктор знает — они вместе лечились в госпиталях. Всего таких действующих участников СВО пришло на спектакль более 300 человек. Им билеты выдавали бесплатно.
Максим Примаков родом из Луганска. Принимал участие в боевых действиях с 2018 года, ранен — в 2022-м. На выборах губернатора был волонтёром в Центре общественного наблюдения. Фото: Павел Даиси / MR7
8,4 миллиона рублей, чтобы рассказать о Донбассе
Команда проекта заявляла, что «Новороссия» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, который выделил на постановку грант на 4,2 миллиона рублей. Отдельное софинансирование составило такую же сумму. Всего на показ премьеры в Луганске 1 ноября и Петербурге 20 ноября ушло 8,4 миллиона рублей.
Фото: Павел Даиси / MR7
Билеты на премьеру, в отличие от других патриотических мероприятий в городе (выставки трофейной техники или работ z-художников) приходилось покупать. Они стоили от одной до трёх тысяч рублей.
Про «укропов»,«сепаров» и предательство
Основное действие началось с фразы: «Скрепно, ватно, сакрально»— первой фразы в прологе поэмы. Её таинственно произнесла главная героиня Елена, которую играет актриса театра БДТ Александра Куликова. Она же режиссёр спектакля.
После Елена начала цитировать житие диакона Филиппа Луганского: «13 июня 1905 года явилась Царица Небесная старцу Филиппу и сказала: «…И день сей явления моего граду Луганскому помни, и учи всех чтить его, о граде же сем скажу, что к концу мира наречётся он — Святоград Луганский. И многие люди будут съезжаться сюда в преддверии этих грозных дней, сами не зная зачем».
Режиссёр спектакля — актриса Большого Драматического театра Александра Куликова. Фото: Павел Даиси / MR7
В БДТ Куликова задействована в классических постановках. Она играет госпожу Дидериц в спектакле по Чехову «Дама с собачкой», Елену Медведеву в «Славе» Виктора Гусева, Беатриче в «Zholdak Dreams: Похитители чувств» Андрия Жолдака. А вот проекты, где Куликова режиссёр, все с военной тематикой. До «Новороссии» она поставила похожий спектакль «Россия, не бойся, мы с тобой», который показала в Донецке в 2018 году.
В «Новороссии» оркестр исполнял классические музыкальные произведения композиторов Генделя, Баха, Грига. На первом плане стояли два артиста — Александра Куликова и лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. Они читают за всех участников истории, меняя интонации, подбирая к каждому герою подходящую. Слова солдата из Донецка, к примеру, Шахрин произносит бодро и весело, а фразы украинцев (их в спектакле называют исключительно «укропами»), которые обращаются к дончанам «сепары» — басом и с хрипотцой в голосе.
За полтора часа основных действий зритель узнаёт историю Елены — как она застала в 2014 году войну на Донбассе, как её дом «захлёбывается в крови», как мобилизовали её любимого, как ей пришлось ехать через Киев в Нидерланды, чтобы продать там ценную икону, раздобыть денег и отдать их «укропам» в качестве платы за вызволение её мужа из плена. Но икону у Елены крадут (конечно же, один из «укропов»), она остаётся ни с чем.
Куликова и лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. Фото: Павел Даиси / MR7
— Коктейли Молотова. Бери безропотно. Вливай их в чёртову аорту войны. Мы чокнутые, мы упоротые. Родина, мы твои сыны, — говорит от лица участника Евромайдана 2014-го Шахрин.
На фоне поют народную украинскую песню, а на экране показывают реальные фото тех самых событий, которые разворачивались на Крещатике, главной улице Киева, в 2014 году, — пожары, флаги Украины, толпы людей, сотрудники «Беркута» (подразделение украинской милиции, которое существовало до 2014 года) с битами в руках.
Финал в спектакле остаётся открытым. В эпилоге герои высказывают предположение, что мирная жизнь на Донбасс вернётся. Пока актёры выходят на поклон, зрители всё никак не могут утереть слёзы от всего увиденного.
Владимир Шахрин. Фото: Павел Даиси / MR7
— Любовь не сдаётся и не умирает! Ведь так, пацаны? — говорит Елена финальную фразу перед поклоном. До этого она была одета вся в чёрное, но в конце сменила наряд на белое платье.
Фото: Павел Даиси / MR7
Вместо похвалы прессинг и непонимание
Режиссёром и автором проекта «Новороссия» стала исполнившая главную роль в спектакле Александра Куликова. Задумка рассказать на большой сцене историю о нелёгкой жизни на Донбассе пришла в 2022 году, когда ей попалась в руки поэма Елены Заславской. С того дня и началась их совместная работа над «Новороссией».
Александра Куликова на пресс-подходе перед спектаклем. Фото: Павел Даиси / MR7
— Донбасской темой я занимаюсь с 2014 года. В начале 2017-го я в первый раз туда поехала. За эти годы мы много чего видели и слышали, прочувствовали, но меня подкупило, что текст (поэма «Новороссия гроз. Новороссия грёз» — ред.) — это абсолютно другой ракурс. Сейчас я испытываю некий прессинг от людей, которые меня обвиняют в корысти и низменных интересах. Но мы на это не отвлекаемся и продолжаем работать, — поделилась режиссёр.
По мнению партнёра Куликовой по сцене Владимира Шахрина, одна из главных целей спектакля — объяснить людям, что конфликт между Россией и Украиной начался не в 2022 году, а в 2014-м. При этом негативной реакции зрителя на постановку команда не боится. Шахрин отметил, что беженцам из Донецка и Луганска он помогает с 2014-го.
Владимир Шахрин перед спектаклем. Фото: Павел Даиси / MR7
— Даже если люди с совершенно другой позицией увидят эту работу, они всё равно поймут, что в спектакле очень хорошие стихи высокого уровня, настоящая эмоциональная поэзия, хорошая музыка. За что тут предъявлять претензию? Только за то, что я думаю по-другому? Я от своих мыслей никогда не отказывался, — отметил Шахрин.
Ещё накануне премьеры на пресс-конференции артист заявлял, что зритель должен поверить истории «Новороссии», иначе у него нет сердца. А вот поняли ли действительно люди задумку автора, как того хотел Шахрин, остаётся лишь догадываться.
Почему для показа спектакля выбрали именно зал филармонии, Куликова объяснила просто — хотелось показать масштаб.
Фото: Павел Даиси / MR7
«Новороссия» в Большом зале прошла между фестивалем новой музыки «Звуковые пути», а после ожидается сольный вечер петербургского пианиста Олега Вайнштейна. В афише она больше не упоминается — кроме премьеры других показов в городе не запланировано.
В 2022 году филармония уже проводила благотворительный патриотический концерт «Нашим героям — с любовью», вырученные с него средства планировалось отправить на реабилитацию военных. В учреждении действует бессрочная акция «Театрально-концертная неделя», по которой участникам СВО дают бесплатные билеты на концерты.
«Все герои реальны, все совпадения не случайны»
Елена Заславская, которая по словам Куликовой, «приняла на себя удар новой военной истории», поделилась, что режиссёр передала в точности всю суть поэмы, хоть многие детали из произведения не вошли в спектакль. К примеру, по пьесе героиня убивает «укропа», который украл у неё икону, но в спектакле об этом умолчали.
Елена Заславская. Фото: Павел Даиси / MR7
В прологе к поэме говорится, что «Все герои реальны, все совпадения не случайны, все права беззащитны». По словам Заславской, у каждого из героев поэмы действительно есть прототипы. Так, главный герой схож с отцом поэтессы Александром Заславским. По словам Елены, в 61 год в 2014 году он добровольно пошёл на фронт, получил там позывной «Старый».
Ещё у Елены был мобилизован в 2022 году сын. Стали ли воспоминания о нём частью поэмы, поэтесса не призналась, как и оставила в секрете правду о том, происходили ли в её жизни события, показанные на сцене, или это отчасти авторский вымысел. Но вот главную героиню поэмы зовут так же, как и саму поэтессу.
— Правда поэзии переплетается с правдой жизни. По-моему, это и есть авторская удача, когда практические невозможно разделить эти две правды. Я благодарна команде проекта за то, что это событие состоялось. Надеюсь, что моя поэма станет частью памяти личной истории всех, кто пришёл к нам в зал, — поделилась впечатлениями Елена.
Фото: Павел Даиси / MR7
16 ноября в Петербурге состоялась презентация нового 23-го альбома «Гойда» рок-группы «Алиса». Негативная реакция поклонников на новые песни о «русских вопросах» и «войну за Отечество» повлияла на отмену концертов в некоторых городах из-за того, что билеты не продавались. Зато в Петербурге группу встретили альбом с восхищением.