Истории

«И побежденная стихия». Выставка о петербургских наводнениях открылась в особняке Румянцева

«И побежденная стихия». Выставка о петербургских наводнениях открылась в особняке Румянцева

Наводнение 1903 года — первое зафиксированное на фото и видео. Фото с выставки: Елена Скородумова

В ноябре 1824 года в Петербурге произошло самое сильное наводнение, а спустя без малого сто лет — в сентябре 1924-го — второе по силе. В год «двойного» юбилея в особняке Румянцева музей истории города открыл масштабную выставку с красноречивым названием «Непотопляемый», где можно узнать о петербургских потопах и борьбе с ними.

Фото: Елена Скородумова

Фото: Елена Скородумова

Футштоки и ординары

— Наводнения, как известно, стали неотъемлемой частью истории Петербурга с самого его основания, — говорит директор филиала Государственного музея истории Петербурга — Особняк Румянцева Татьяна Шмакова. — Мы решили вспомнить основные вехи этих событий, нашедших свое отражение в литературе, живописи, и отобрали из десяти фондов нашего собрания более 140 экспонатов, связанных с петербургскими наводнениями разных лет. Многие из них выставляются впервые.

Ещё когда Петербург только начинали строить, Петру I говорили, что городу всегда будут угрожать морские наводнения. Вода поднялась на 211 сантиметров спустя всего три месяца после начала строительства. Это было в августе 1703 года. Пётр I издал тогда приказ укрепить Заячий остров, а в случае надвигающихся бедствий сообщать о них выстрелами из пушки со стен Петропавловской крепости. Он был твёрдо уверен, что сможет обуздать стихию и понизить уровень воды в Неве с помощью сети каналов. Но это, как мы знаем, не помогло. Наводнения преследовали город больше трёх столетий. А предупредительные выстрелы петербуржцы слышали при приближении каждого водного удара до начала XX века.

— Первый в России футшток — специальная рейка с делениями для измерения подъёма воды — был установлен 1715 году по указу Петра I у стены Петропавловской крепости, — продолжает рассказ Татьяна Шмакова. — Благодаря ему был определён ординар, то есть нормальный уровень воды при безветренной погоде, нулевая точка. В 1878 году у Горного института основали водомерный пост с футштоком, который работает и в наши дни. Наводнением считается подъём воды в Неве более 150 сантиметров.

Фото: Елена Скородумова

Фото: Елена Скородумова

Вдохновение и Пушкина, и Буллы

Петербург пережил более 320 наводнений, катастрофическими — с подъёмом воды более трёх метров выше ординара — считаются три. Они случились в 1777, 1824 и 1924 годах. Организаторы выставки особое внимание решили уделить наводнениям 1824 и 1924 годов, 200-летие и 100-летие которых отмечается нынешней осенью.

Наводнению 1824 года посвящён отдельный раздел экспозиции. Он начинается словами Александра Сергеевича Пушкина из его последней поэмы «Медный всадник»: «…И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружён».

Копии рукописи этого произведения предоставил Пушкинский дом, где хранится её оригинал. Посетители выставки могут увидеть другую редкость — 11 иллюстраций к поэме. Эти литографии выполнил художник Александр Бенуа в 1916 году. Есть возможность полюбоваться ещё одной работой художника — акварелью, на которой изображен Александр Пушкин, стоящий у Зимней канавки. Написанная в начале XX века акварель показывается широкой публике впервые.

— Ещё одно крупное наводнение произошло в год 200-летия Петербурга — 12 ноября 1903 года, — рассказывает куратор выставки Татьяна Тверье. — Впервые такое бедствие удалось зафиксировать на фото- и кинопленку. Из фонда фотографий и негативов нашего музея мы выбрали наиболее интересные. А ещё решили выставить работы Карла Буллы, хранящиеся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов. Карл Булла сам выпускал открытки, и у всех гостей выставки будет возможность познакомиться и с этой гранью творчества знаменитого фотографа.

Картина по мотивам наводнений уже времён Ленинграда. Иллюстрация предоставлено музеем истории города

Картина по мотивам наводнений уже времён Ленинграда. Иллюстрация предоставлено музеем истории города

«Всё равно большевиков не смоет»

Огромный массив материалов на выставке посвящает в историю наводнения 1924 года. В летопись города этот удар природы вошёл как второе по силе наводнение — воды Невы тогда поднялись на 369 сантиметров выше ординара.

Разбушевавшаяся век назад Нева наделала массу бед. Наводнение было воспринято как вызов. Но не контрреволюции, а матушки-природы. Власти Ленинграда объявили военное положение. Призвали жителей идти «навстречу слепому врагу сплоченными пролетарскими рядами». В обращении ко всем трудящимся руководство выражало надежду на то, что и «это испытание ленинградский пролетариат вынесет с честью».

Городские улицы в те дни патрулировали красноармейцы и милиционеры. Они не только следили за порядком, но и пресекали многочисленные попытки спекуляции — перепродажа продуктов по завышенным ценам запрещалась. Под усиленную охрану были взяты рынки и склады. А горожане с утра до ночи разбирали завалы, очищали город от мусора.

Ленинградцы широко обсуждали случившееся, вспоминали старую поговорку «огонь — разбойник, но вода — вор». Причинённый ущерб оценивался в миллионы рублей. Поговаривали, что наводнение — это наказание за недавнее переименование Петрограда в Ленинград. А известный учёный Николай Пунин записал в дневнике: «Вечером был в одном доме в гостях: разговоры опять о наводнении; кто-то из-за угла говорит: «Что вы все так радуетесь наводнению, всё равно большевиков не смоет». Всеобщий вздох сожаления: «Да, не смоет»».

О разгуле водной стихии в Ленинграде живо рассказывают рисунки Петра Карягина, Александра Вахрамеева, Александра Ротача, Николая Быльева-Протопопова. А найденные в музейной коллекции карты-схемы демонстрируют, насколько огромной была территория затопления города в сентябре 1924 года.

Фото: Елена Скородумова

Фото: Елена Скородумова

Летопись потопов

Но самый, наверное, уникальный экспонат нынешней выставки — памятная табличка 1777 года. Ещё в XVIII веке появилась традиция устанавливать на домах в центре Петербурга таблички, на которых отмечался уровень подъёма воды в разные годы. Несколько таких воссозданных мемориальных досок находится в арке Невских ворот Петропавловской крепости, где отмечены наводнения 1752, 1777, 1788, 1824, 1924, 1975 годов.

Новые памятные доски были выполнены в конце 1970-х. В то время под руководством архитектора-реставратора Ирины Бенуа проводились реставрационные работ в Петропавловской крепости. Оригинальную доску 1777 года из белого мрамора передали Государственному музею истории Санкт-Петербурга.

Фото с выставки: Елена Скородумова

Фото с выставки: Елена Скородумова

Усмирение стихии

Есть на выставке ещё один интересный раздел. Из него мы узнаём о том, как город боролся с наводнениями. Уже в феврале 1825 года, вскоре после катастрофы 1824 года, император Александр I объявил конкурс на лучший проект защиты Петербурга от наводнений. И российский инженер и математик французского происхождения Петр Петрович Базен предложил отделить Невскую губу от Финского залива. Его проект стал, можно сказать, прообразом дамбы. Но в XIX веке проект посчитали чересчур сложным. И его отложили в сторону.

Строить дамбу начали уже в советское время. В 1979 году была объявлена ударная стройка. Но в 1990-е из-за нехватки средств строительство пришлось заморозить. Возобновили его в 2001 году. Открылся комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений в 2011 году.

Одиннадцать защитных дамб, шесть водопропускных сооружений и два судопропускных решили давнюю проблему раз и навсегда. В обычный день сооружения открыты, но в случае угрозы наводнения их опускают. С августа 2011 года было предотвращено уже 36 наводнений, и самое крупное из них могло произойти в декабре 2011 года, когда вода поднималась на 294 сантиметра.

Организаторы выставки показали, как рождалась дамба — найдены проекты сооружений для защиты Ленинграда от наводнений, выполненные архитекторами Александром Жуком, Владимиром Фрайдгельдом, Владимиром Лемеховым.

— Работая над экспозицией, мы обратили внимание на то, что во время каждого крупного наводнения город выживал не только благодаря стойкости его жителей, но и невероятной сплоченности людей, что видно и на фотографиях, и на картинах художников, — отметила Татьяна Тверье. — Новой выставкой мы также хотели показать, что Петербург — особенный город, который всегда мужественно переживал все беды.

Выставка начинается со слов Пушкина и заканчивается его же фразой: «Красуйся, град Петров, и стой. Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия».

Когда: до 2 июня 2025 года, с 11:00 до 18:00, выходной — среда.

Где: Особняк Румянцева, Английская набережная, 44.

6+

share
print