35 миниатюрных «архитектурных» вышивок украсили стены и полки книжного «Подписные издания». Небольшие круглые кусочки ткани с белыми контурами Автобусного парка, существовавшего на Наличной улице до 2006 года, клуба Путиловского завода, который был на проспекте Стачек до 1945 года, Охтенского адмиралтейства, располагавшегося на Малоохтинском проспекте до 1980 года, и другими уже разрушенными зданиями выглядывают тут и там между книг. Увидеть их можно не сразу, но, если заметишь первую работу, остальные найти уже проще. Это работы художника Саши Браулова из серии «Утраченные». Если вдруг вы не знали про Сашу и его вышивки — рассказываем, кто это, где искать выставку и как маленькими стежками можно помогать сохранению исторического наследия.
Фото: Павел Даиси / MR7
Саша Браулов аналитик в крупной нефтегазовой компании. За иглу он берётся в качестве хобби. Но так успешно, что его работы постоянно выставляются как образцы современного искусства. В июле этого года вышивки Саши участвовали в выставке-трибьюте Владимиру Маяковскому в Центре искусства и музыки на Невском, а в августе — в групповой выставке «Весть» в Русском музее. Персональная выставка Браулова о том, как люди проходят трудности, до 13 ноября была в DIDI Gallery, а с 18 ноября миниатюрные работы художника можно увидеть в книжном магазине «Подписные издания».
— Когда вы начали вышивать?
— Это случилось давно. Вышивать я научился в старшей группе детского сада — что-то показали воспитатели, чему-то учила мама. Первой вышивкой был Оловянный солдатик из сказки Андерсена. Потом был долгий перерыв, когда совсем не брал в руки иголку с нитками. И только на последних курсах университета снова начал вышивать. В это время как раз познакомился со своей будущей женой Настей, и мы увлеклись мэйл-артом — отправляли друг другу письма, открытки по традиционной почте. Как раз некоторые из таких посланий я и оформлял вышивкой. Потом мы с женой создали студию предметного дизайна 52Factory, в рамках которой разрабатываем различные предметы (органайзеры, календари, мебель…) часто с отсылкой к авангардной архитектуре, которая мне нравится, пытаясь таким образом привлечь внимание к угрозе исчезновения памятников архитектуры того периода. Через год или два после открытия студии я начал активно вышивать здания, построенные в авангардном стиле, — так я хотел популяризировать их.
Выставка «Утраченные» проходит в рамках «Дней Внимания в Подписных изданиях», организованных при участии фонда «Внимание». Это часть большого проекта, во время которого состоится open-talk о реставрации до ма Бака, презентация книги «Гений места. Памяти историка архитектуры Бориса Михайловича Кирикова» и встреча с создательницей проекта «Стеклянный городок».
— Расскажите, какие здания можно увидеть на вышивках в «Подписных»?
— Работы с утраченными объектами архитектуры Петербурга — это отдельная небольшая серия. В ней представлены 35 вышивок с сооружениями разных эпох, начиная с XVIII века, которые были неотъемлемой частью нашего чудесного города. Самое старое — Подзорный дворец Петра с одноименного острова, тоже, кстати, утраченного. Есть и более современные, например, СКК и гостиница «Северная корона».
Этой серией мне хочется акцентировать внимание зрителей на двух важных моментах. Каждое здание — уникальный объект со своей историей и судьбой, часто печальной и трагической. Важно помнить про них, сохраняя память для будущих поколений. Кроме того, я хочу привлечь внимание к важному: если не заботиться и не сохранять наследие, то мы можем лишиться и тех объектов, которые сейчас имеем. Это острая проблема, которая требует решения.
Но я вышиваю разные здания, и те, что утрачены, и те, что целы, не только петербургские, но и объекты из разных точек мира. В основном, правда, делаю вышивки архитектуры 1920-1930-х и 1960-1990-х годов. Это периоды, когда строили в стиле авангарда и модернизма.
Саша Браулов крепит вышивку Измайловского трамвайного моста, существовавшего на Набережной реки Фонтанки до 1958 года. Фото: Павел Даиси / MR7
— Как вы выбираете здания, которые будете вышивать? Есть какие-то личные мотивы?
— Скорее, есть отдельные объекты, которые мне особенно нравятся. Например, фабрика-кухня в Самаре или дом-коммуна в Смоленске. Если брать Петербург, то это неоднократно перестраиваемое здание напротив Кировского завода, которое было и церковью, и клубом, и складом.
Для серии «Утраченные» мне были важны значимость здания для истории города, увлекательная история, связанная с объектом или людьми, жившими в нём. Изначально думал сделать карту — взять большой кусок ткани, нарисовать на нём карту и расположить здания, исходя из их бывшей дислокации. Но в итоге решили с «Подписным изданиями» и фондом «Внимание» «разбросать» их по всему магазину в разных уголках. Получится своего рода квест, в котором нужно будет отыскать все 35 штук.
Фото: Павел Даиси / MR7
— Сколько времени требуется на создание одной вышивки?
— Это зависит от того, какая именно вышивка. Если брать именно эти «потерянные» работы, то на каждую уходило от 30 минут до полутора часов, примерно. Вышивал по контуру рисунка, белыми мулине по чёрной ткани. Часть вышивок я сделал в начале года ещё, остальные вышивал не так давно. В общей сложности, если переводить на часы, то выйдет дня полтора, как мне кажется.
Я параллельно вышиваю несколько работ, как правило. Сейчас, например, вышиваю обложку для нового музыкального альбома певца Алексея Усикова, своего знакомого, кроме того, делаю архитектурные и сюжетные вышивки.
Вышивка Клуба Путиловского завода, который был на проспекте Стачек до 1945 года. Фото: Павел Даиси / MR7
— Куда вы деваете готовые вышивки, если они, как, например, «потерянные», не выставлены? Их ведь нужно, наверное, каким-то особенным образом хранить?
— Часть работ хранится у меня, часть в дружественной мне галерее DIDI, а часть уходит в частные или музейные коллекции. Сейчас вот порядка 60 с лишним работ экспонируются в Самаре в ЗИМ-галерее, до этого их можно было увидеть в Казани…
Архитектурных работ уже порядка 500, как мне кажется. Но я не считаю уже количество, честно говоря.
Как монтировали выставку «Утраченные» — в репортаже MR7.
Фото: Павел Даиси / MR7