Новости

С артефактами уличного искусства можно познакомиться на выставке в «Стрит-арт хранении»

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

В пространстве «Стрит-арт хранение» (САХ) в «Севкабеле» открылась выставка «Артефакты». Экспозиция подготовлена командой САХ совместно с проектом «Стены & фломастеры».

Это не первая выставка, созданная командой пространства — этим летом они реализовали выездной проект «Стрит-арт столицы» в Красноярске, — но первая (за пределами постоянной экспозиции) именно в нашем городе. Среди представленных художников — уличные райтеры как из Петербурга, так и из Москвы, Перми, Екатеринбурга, Красноярска, Нижнего Новгорода.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Что такое артефакты в бытовом значении, как не нити, которые связывают нас с прошлым? Фотографии, обрывки газет, что-то, для чего хватит взгляда, чтобы воскресить в памяти давно ушедшее и давно ушедших.

Разговор об уличном искусстве — это тоже чаще всего разговор о том, чего уже нет, о прошлом, скрытом под слоями казённой краски, демонтированном и разрушенном. Ведь уличное искусство эфемерно. Порой срок его жизни исчисляется несколькими часами — временем, необходимым коммунальным службам, чтобы добраться до стены, где оставил свой след художник. Но в этой эфемерности и изменчивости и есть сама его ценность. Ведь, взламывая городскую среду, художник приглашает зрителя к диалогу о том, что актуально здесь, а уличное искусство всегда ситуативно, и сейчас. Тем не менее объекты, представленные на выставке, а их более полусотни, рассказывают об истории российского стрит-арта за два последних десятилетия.

Уличное искусство сливается с городской средой. И буквально с первых секунд после входа на выставку понимаешь, до какой степени. Первое, что видишь, — чёрный квадрат с жёлтыми линиями, напоминающими чьи-то каракули. Такие вы могли заметить, случайно уронив взгляд на асфальт во многих городах нашей страны. И подумать: «Кто-то краску пролил, наверное». На самом деле это работы художника под псевдонимом Alesha, которые он создает с помощью обычной пластиковой бутылки, разбрызгивая краску через отверстия, проделанные в крышке. Рядом представлено и более сложное приспособление, которое Alesha использует, чтобы рисовать на высоте — шест с закреплённой в его верхней части конструкцией весит больше 20 килограммов.

Спиленные замки. Фото: Павел Даиси / MR7

Спиленные замки. Фото: Павел Даиси / MR7

Артефактами уличного искусства может оказаться что угодно: замки, которые спиливал ножовкой художник из Екатеринбурга Тимофей Радя, чтобы пробраться на крышу, баллончики с краской и заляпанная кофта, закрепленный под потолком подвес, болгарки, кисти, дорожные знаки.

Красноярский художник Иван Усякин передал на выставку предмет, кажется, пришедший из уже иной вселенной — те, кому за 30, могут помнить проходивший в стране 10 лет подряд фестиваль уличной культуры SNICKERS URБАNиЯ. Фестиваля давно нет, а награду Ивана с него можно найти среди экспонатов.

Премия Ивана Усяки. Фото: Павел Даиси / MR7

Премия Ивана Усяки. Фото: Павел Даиси / MR7

Артефакты позволяют сохранять память не только о прошедших событиях и утраченных работах, но и о тех художниках, которых больше с нами нет. Так в конце зимы 2022 года не стало петербургского граффити-райтера Николая Super. Почти сразу у одной из его работ во дворе дома Бенуа на Каменноостровском проспекте появилась мемориальная табличка с просьбой не закрашивать её в память о художнике. На выставке в САХ можно увидеть перчатки Николая, в которых он создавал многие свои работы. Ещё один художник Zoom ушел от нас в прошлом году. Zoom — московский автор, а судьба стрит-арта на столичных улицах ещё скоротечнее, чем в других городах. Большая часть творений Zoom уже давно утрачена, но до выставки добрался эскиз работы, выполненной на улице Щипок в Москве и даже получившей согласование столичных властей.

«Ядерная репка» — работа Zoom. Фото: Павел Даиси / MR7

«Ядерная репка» — работа Zoom. Фото: Павел Даиси / MR7

Вдоль одной из стен выставочного зала развешаны первые работы Миши Маркера, которые он создал, едва переехав в наш город. Импровизированную выставку Миша организовал на синем заборе, ограждающем очередную то ли стройку, то ли замену коммуникаций на Сенной площади. Выставка продлилась недолго — как рассказал один из авторов канала «Стены & фломастеры», уличный художник Василий Базелевс, работы Миши долгое время считались утраченными, пока случайно не обнаружились в одном из полицейских участков, откуда уже перекочевали в частную коллекцию.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Ответа на вопрос, может ли стрит-арт жить вне улиц, нет даже у самих акторов уличной культуры. Далеко не все из тех, с кем общались создатели выставки, дали согласие на использование своих работ, полагая, что то, что создано на улице, должно там и оставаться. И хотя выставки уличных художников в музейных стенах — всё ещё редкость, но уже не такая, как буквально пять лет назад. На их фоне «Артефакты» — это, наверное, первый столь масштабный разговор о том, что такое стрит-арт в целом, а не только с привязкой к конкретным работам.

Больше фото с выставки в галерее

Фото: Павел Даиси / MR7

Посещение выставки строго по расписанию.

Когда: до 15 января

Где: пространство «Стрит-арт хранение», Кожевенная линия, 40Е

share
print