Новости

Сохранить и переместить: утверждены границы и предмет охраны Фарфоровского поста

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

КГИОП Петербурга утвердил границы и предмет охраны Фарфоровского поста. Распоряжение опубликовано на сайте Смольного.

В границы охраняемой территории вошли семь зданий: здание самой станции, а также шесть зданий на противоположной стороне железной дороги, которые имеют адрес: Фарфоровский пост, № 40, литера А; 44, литера А; 46, литера А; 48, литера А; 52, литера А и 54, литера А.

СПРАВКА

Фарфоровский пост — исторический квартал, название которого восходит к Императорскому фарфоровому заводу, основанному между Софийской улицей и Московской железной дорогой в 1744 году. В 1892 году была открыта железнодорожная станция Фарфоровский пост Николаевской железной дороги, и в том же году в едином стиле со зданием вокзала были построены краснокирпичные двухэтажные дома для её рабочих. Фарфоровский пост представляет собой редкий образец сохранной дореволюционной квартальной застройки.

В 2021 году стало известно о планах строительства высокоскоростной железной дороги между Москвой и Петербургом. Ради неё было решено снести шесть неаварийных дореволюционных домов и здание вокзала станции Фарфоровская.

Территория Фарфоровского поста поделена на две регламентные зоны. В зону № 1 входят ближайшие к железной дороге здания. В распоряжении КГИОП говорится, что в этой зоне разрешено «сохранение исторической застройки, в том числе путем перемещения (без разборки надземной части) в границах регламентной зоны в связи с прокладкой новых линейных объектов транспортной инфраструктуры». При этом там запрещено проведение работ, «изменяющих ценные особенности и характеристики достопримечательного места».

Схема КГИОП

Схема КГИОП

Напомним, 15 октября КГИОП включил Фарфоровский пост в реестр объектов культурного наследия в качестве «достопримечательного места». Градозащитники тогда сразу забеспокоились, что этот статус позволит приступить к переносу зданий ради строительства скоростной железной дороги, что, по их мнению, может разрушить исторический ансамбль местности.

Предполагается, что здание можно будет разобрать и построить заново, не нарушив предмета охраны достопримечательного места. Если бы Фарфоровский пост признали памятником, такого сделать было бы нельзя.

Напомним, в июне 2023 года под строительство ВСМ начали изымать участки Фарфоровского поста. Проектом магистрали предусматривалось, что под снос пойдут старая железнодорожная станция и четыре жилых здания из исторического комплекса.

После известия об этом жители Фарфоровского поста обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой сохранить их дома от сноса. Активисты предложили скорректировать план строительства ВСМ таким образом, чтобы исключить снос жилых зданий и выселение петербуржцев. Такой вариант, по их мнению, позволил бы в том числе сэкономить бюджетные средства города.

share
print