Увеличение количества парковочных мест и скорости движения транспорта, дополнительный доход и даже «снижение социальной напряжённости» — всё это обещал комитет по транспорту, вводя два года назад платные парковки в Адмиралтейском районе. Но чем действительно они обернулись для местных жителей — выяснили активисты, которые проанализировали двухлетние итоги.
С 1 ноября 2022 года полностью платными для автомобилистов стали Центральный и Адмиралтейский районы Петербурга. В 2023-м то же самое произошло с Петроградским районом и исторической частью Васильевского острова.
Для жителей района (собственников и официальных арендаторов жилья) предусмотрены льготные абонементы, которые обойдутся в 1800 рублей в год или 5400 на три года. Обладатели абонемента смогут парковаться в любой точке своего района без доплат. Стандартный тариф для легкового авто — 100 рублей в час, 20 075 в месяц, 179 580 в год.
Увеличение со знаком минус
Исследование по сравнению заявленных комтрансом целей и итогов двух лет существования платной парковки провёл активист из Адмиралтейского района Алексей Каменский. Он обратил внимание, что одним из аргументов за введение платы комитет называл увеличение количества парковочных мест и пропускной способности улиц, а также «снижение социального напряжения в обществе».
— Большое количество парковочных мест было просто уничтожено. Так получилось, потому что до платной парковки некоторые места были не размечены и на них можно было останавливаться, — рассказал Каменский.

Один из дворов в зоне платной парковки. Фото: Елена Михина / MR7
Так, по подсчётам активистов, которые они проводили, опираясь на комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД), платные парковки «уничтожили» порядка 5 199 мест — это около 31% от общего числа парковок в Адмиралтейском районе. До введения оплачиваемых стоянок мест в районе было на 16 601 машину.
— Где же теперь паркуются остальные? Выходит, что во дворах, — отмечает Каменский.
Поехали ли быстрее?
Что касается ещё одного аргумента, который комитет приводил, вводя платные парковки, то он относится к увеличению скорости движения. Но и здесь активисты не увидели улучшений.
— Согласно ответам от комитета, оказалось, что «среднюю скорость» вычисляют, тупо складывая короткие улицы с длинными, а некоторые улицы не учитывались вообще, — рассказал Алексей.
Как выяснили активисты, рост скорости действительно есть, но наблюдался он, начиная ещё с 2019 года — в то время как платные парковки были введены лишь в 2022-м. Поэтому причиной увеличения скорости Каменский называет другие факторы — например, строительство новых дорог и развязок, переход петербуржцев на «удалёнку».
— При этом, по данным на лето этого года, в зоне платной парковки скорость выросла меньше, чем в среднем по городу. Кроме того, оказывается, именно в годы введения платных парковок — 2022 и 2023 — средняя скорость по городу немного, но снижалась, — отмечает Каменский.
А есть ли прибыль?
Ещё одним важным фактором для введения оплачиваемой парковки, было увеличение прибыли в петербургскую «казну». Однако и здесь активисты усмотрели нестыковки. По данным из открытых источников, а также согласно ответам комтранса на запросы на тот момент депутата ЗакСа Бориса Вишневского*, активистам удалось сделать свои подсчёты, хоть и примерные.
— За девять месяцев 2023 года доходы от оплаты парковки составили 2,08 миллиарда рублей, от штрафов — ещё 1,04 миллиарда. Экстраполируя на целый год, получим общую сумму около 3,5 миллиардов, — рассказывает Каменский.
При этом, по подсчётам активистов, расходы на обслуживание платной парковки и сбор штрафов составили порядка 2,34 миллиардов рублей.
— В лучшем случае доход составил миллиард. Если бы городу он был так нужен, можно было бы поднять транспортный налог. А так выходит, что от 80 до 100% денег, которые город получает от платной парковки, идут на саму эту платную парковку! — возмущается Алексей.
Влияние на экономику города
Вопреки заявлениям комтранса об улучшении «транспортной доступности» после введения платных парковок, активисты приводят в пример ситуацию на заводе «Адмиралтейские верфи». Оттуда, по их информации, уволилась часть работников — ведь им было не по карману каждый день отдавать за парковку по 800-1000 рублей. А добираться на общественном транспорте на смены в пять часов утра выходит не у всех.
— На предприятиях работает много людей в возрасте, которые при небольшой бюджетной зарплате не могут себе позволить тратить по 20 тысяч рублей в месяц на парковку. Многие увольняются. Учителя и воспитатели переходят в другие районы, работающие пенсионеры уходят, — рассказал Алексей.
Страдает, по мнению противников платных стоянок, и сфера услуг. Теперь мастера и репетиторы, которые приезжают к клиентам домой, вынуждены закладывать стоимость парковки в цену своих услуг.
— Большая часть жителей Адмиралтейского района вообще не имеет доступа к метро, — заключил Каменский.
К обсуждению итогов активисты хотели привлечь и комтранс — они звали представителей комитета на тематический круглый стол в начале ноября, но чиновники проигнорировали приглашение.
* Признан Минюстом РФ иностранным агентом