Истории

Волонтёрство в детском хосписе: как петербурженка «заряжается», помогая больным детям и подросткам

Волонтёрство в детском хосписе: как петербурженка «заряжается», помогая больным детям и подросткам

Екатерина Яровая. Фото предоставлено героиней материала. 

Екатерине Яровой 26 лет. Последние семь — волонтёр хосписа. О том, почему она пришла помогать тяжело больным людям и как справляется с колоссальной психологической нагрузкой волонтёра, петербурженка рассказала MR7.

Дом добра

Всё началось с простого желания понять, как правильно взаимодействовать с особенными людьми. В 19 лет Екатерина работала в компании, где руководитель активно занимался благотворительностью и многие вопросы делегировал девушке. Она часто сталкивалась с ситуациями, требующими общения с людьми с особыми потребностями.

— Я немного недоумевала: как же правильно общаться с особенными людьми. Как надо — снисходительно или на равных? Стоит ли жалеть? У меня получалось с ними находить общий язык, но интуитивно, и некоторый дискомфорт всё же был. Поэтому я пошла в единственную тогда в России школу волонтёров, которая оказалась на базе детского хосписа на улице Бабушкина, — рассказала Екатерина.

Справка

Детский хоспис появился в Петербурге в 2003 году, но сперва не имел своего дома. Организацию помощи детям с неизлечимыми заболеваниями создал протоиерей Александр Ткаченко. В первые годы это была выездная служба помощи семьям, в 2010-м году открылся хоспис в здании Куракиной дачи на улице Бабушкина. Здесь оказывают помощь — медицинскую, социальную, психологическую, духовную, юридическую детям и подросткам до 18 лет. Это первое подобное учреждение в России.

Тяжелобольных детей здесь принимают, чтобы, например, подобрать или скорректировать обезболивающую или поддерживающую терапию. В среднем в петербургском детском хосписе находятся по три недели.

В 2014 году в Павловске открылся филиал детского хосписа — стационар паллиативной помощи детям с тяжёлыми неизлечимыми заболеваниями.

Учёба длилась всего несколько дней, но этого времени петербурженке хватило, чтобы найти ответы на свои вопросы. А после курсов ей и её соученикам предложили подписать документ о готовности волонтёрить. Екатерина подписала и уточнила, что может участвовать в хозяйственных работах, помогать с организацией и проведением мероприятий, а может просто делать то, в чём будет нужда.

— Помню, первым моим самостоятельным опытом волонтёрства стал мальчик 10 лет. Мы с ним занимались в игровой: оставили заботы и просто общались. И мне понравилось, — описывает свои ощущения Екатерина. Волонтёрить она начала в филиале детского хосписа в Павловске.

Фото Никиты Хлебникова

Фото Никиты Хлебникова

Многие люди воспринимают хоспис как место скорби и тяжелой атмосферы, где страдают больные люди. Для Екатерины это не так. Она описывает хоспис как «большой дом добра и любви».

— Здесь царит особое взаимопонимание, люди не желают друг другу зла, не стремятся обмануть. Все светятся изнутри какой-то особенной добротой, — делится волонтёр.

За семь лет работы Екатерина, по её словам, ни разу не столкнулась с негативом или чёрствостью со стороны персонала хосписа, отмечая исключительную доброжелательность всех сотрудников.

Петербурженка говорит, что особенное удивление поначалу у неё вызывало отношение к жизни самих пациентов и их родителей. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, они сохраняют удивительно позитивный взгляд на мир. Они умеют ценить простые моменты и находить радость в мелочах, которые большинство людей воспринимают как должное.

— В хосписе дети смотрят на обычные вещи совершенно по-особенному, у них по-другому горят глаза, — отмечает Екатерина.

Екатерина Яровая. Фото предоставлено героиней материала.

Екатерина Яровая. Фото предоставлено героиней материала.

Работа в хосписе изменила и мировоззрение самой Екатерины. Она научилась ценить каждый момент жизни, понимая её конечность не как пугающую, а как естественную часть бытия.

— Все мы не бессмертны, просто кто-то осознает это острее, а кто-то живёт беззаботно, думая, что впереди ещё сто лет, — размышляет она.

Хоспис как место силы

Творческое начало, считает Екатерина есть в каждом ребёнке. Его нужно только разглядеть. И ещё дети в хосписе всегда рады, когда к ним приходят.

— До начала пандемии я приезжала в детский хоспис к малышам — в отделение интенсивной терапии, где дети лежали на аппаратной поддержке, — вспоминает она. — Я читала им книжки, болтала с ними обо всём на свете. И видела по их глазам, в их мимике: они очень рады, им важно, что к ним пришли пообщаться. Такая реакция очень заряжает на жизнь.

Сейчас Екатерина волонтёрит уже не в детском хосписе. Дети, которых она знала, выросли и теперь они попадают в хоспис для молодых взрослых в Пушкине. Туда Екатерина и стала приходить.

Справка

Хоспис для молодых взрослых в Пушкине открылся в 2022 году как продолжение проекта детского хосписа. Он оказывает помощь молодым людям от 18 до 35 лет с подтверждённым паллиативным статусом. Организационно детский хоспис и хоспис для молодых взрослых объединены в одно государственное автономное учреждение здравоохранения «Хоспис (детский и взрослый)».

Получается, правда, не каждую неделю — работа тоже требует времени и внимания. Екатерина — специалист по организации художественных выставок. Но примерно раз в две недели на полдня она приезжает в хоспис. Значительно реже, но все же хотя бы раз в квартал Екатерина приезжает в филиал детского хосписа в Павловске.

— Дорога занимает много времени, и потому уделять внимание тем, кто находится в этом хосписе, получается реже. Но я стараюсь и туда попадать, особенно если там проводят какие-то мероприятия и нужна помощь с их проведением, — рассказывает петербурженка.

Фото Никиты Хлебникова

Фото Никиты Хлебникова

Медицинского образования у Екатерины нет. Поэтому её задача — развлекать, увлекать, социализировать. Она помогает проводить творческие мастер-классы, участвует в игровых занятиях и старается, чтобы дети смогли раскрыть свой творческий потенциал.

По словам Екатерины, хоспис для неё стал «местом силы». После каждого посещения петербурженка чувствует себя одухотворенной и заряженной позитивной энергией. Особенно ей нравятся массовые мероприятия, где молодые люди могут взаимодействовать с аниматорами и другими волонтерами.

Отношения между волонтёрами и их подопечными складываются обычно очень трогательные.

— Совсем недавно я была растрогана так, что едва не плакала, — делится Екатерина. — В хосписе прошёл мастер-класс по выпечке пряников. И я уже собиралась уходить, но меня окликнул один из моих давних подопечных. Ему сейчас 20 лет, а познакомились мы, когда он был ещё подростком. Он позвал меня, догнал и отдал пряник, который приготовил специально для меня, кропотливо и аккуратно украсил. Это было так трогательно, что я чуть не расплакалась.

Как стать волонтёром

Стать волонтёром детских или взрослого хосписа можно после прохождения школы волонтёров. Чтобы записаться в школу, нужно заполнить анкету на сайте учреждения.

Потомственный волонтёр

Вообще, помощь тем, кто в этом нуждается, для Екатерины привычна с детства. Она волонтёр потомственный. Екатерина выросла в семье, где помощь другим была естественной частью жизни. Родители Екатерины, особенно отец, активно участвовали в благотворительной деятельности, поддерживая детские дома и религиозные учреждения в Тверской области.

В детстве Екатерина часто посещала детские дома, где играла с детьми и делилась игрушками. Особенно ей запомнилась история с мальчиком из детского дома, который занимался футболом, — семья помогала с его поездками на просмотры в Москву.

Но термин «волонтёрство» в их семье никогда не использовали — помощь другим воспринималась как естественное проявление человечности, а не как особый вид деятельности.

— Меня учили, что нужно помогать. Не так, чтобы себе в ущерб, не отрывая от себя последнее, но посильно и от души. Если ты понимаешь, что можешь помочь, — помоги, — говорит Екатерина.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

share
print