В Петербурге официально появилась новая памятная дата — 22 октября теперь отмечается День героической защиты острова Сухо. 82 года назад небольшой гарнизон и экипажи двух кораблей отстояли этот важнейший на «Дороге жизни» плацдарм. Незадолго до памятной даты на Киновеевском кладбище был установлен памятник капитану тральщика Петру Каргину, ставшему одним из главных героев того сражения.
О подвиге
Остров Сухо в Ладожском озере был создан искусственно в 1820-е годы — природную мель досыпали и установили на ней маяк. Когда началась Великая Отечественная война, островок оказался стратегически важным опорным пунктом. Рядом проходили пути советских конвоев, во время блокады Ленинграда мимо него проходил водный и ледовый участки «Дороги жизни». Расположившийся на Сухо гарнизон помогал прикрывать транспорт, доставлявший грузы в осаждённый город, и вывозить оттуда людей, а также базу Ладожской флотилии, расположенную в 37 километрах от него — в Новой Ладоге.
Гарнизон острова состоял примерно из ста человек (официальные данные разнятся), в сентябре 1942-го у них была трёхорудийная 100-миллиметровая батарея противокатерной обороны и три пулемёта. О захвате Сухо противник думал с весны 1942 года, когда начал разрабатывать операцию «Бразиль», целью которой было взятие плацдарма. На подготовку ушло почти полгода.
22 октября 1942-го произошёл решающий бой за остров.
На рассвете к Сухо подошла флотилия врага из 30 кораблей — быстроходных катеров, паромов и самоходных барж, оснащённых почти сотней артиллерийских орудий.
Рядом с островом в этот момент был лишь небольшой минный тральщик «ТЩ-100». На нём команда — 15 человек во главе с капитаном Петром Каргиным. Не став бездумно рисковать, катер для начала спрятался за островом и, лишь подпустив флот неприятеля поближе, вышел из укрытия и вступил в бой. Тральщик сыграл решающую роль в отражении десанта из почти сотни человек на остров Сухо.
Неоценимый вклад в этот бой внёс радист тральщика старшина 1-й статьи Иван Соколюк. В первые минуты наступления немцы уничтожили антенну радиосвязи гарнизона. Но с катера успели передать сообщение о приближении противника — открытым текстом по радио, хотя это и было против правил, но нужно было торопиться. И далее радист отправлял в штаб каждый 5-10 минут данные об обстановке.
К обороне острова присоединился сторожевой катер «МО-171». И лишь затем подтянулись основные силы флотилии и авиация.
Бой за остров Сухо продолжался несколько часов. Враг потерял потопленными или сильно поврежденными 15 барж, катеров и паромов, 12 самолётов и несколько десятков человек личного состава.
«У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов…» — писал на четвёртом часу боя командир обороны Иван Гусев.
Остров отстояли. «Дорога жизни» продолжила свою работу. Новых попыток захватить остров со стороны врага уже не было.
Остров расположен в 20 км от южного берега Ладожского озера и в 27 км от города Новая Ладога, имеет форму неправильной подковы, размеры — 90 на 60 м.
Пётр Каргин с женой Клавдией. Фото: благотворительный фонд им. Грачьи Погосяна
О герое
«Противник, конечно, ожидал встречи с дозорными кораблями, но вряд ли он предполагал, что одиночный тральщик осмелится сблизиться и вступить в бой с превосходящими силами, причем с малой дистанции. Через минуту-две враг обрушил на нас огонь из многочисленных 37-миллиметровых и 88-миллиметровых пушек. Одновременно фашисты начали обстрел острова Сухо, после чего батарея острова тоже открыла ответный огонь. К этому моменту мы насчитали около 30 кораблей и судов противника», — писал командир «ТЩ-100» Пётр Каргин в своих воспоминаниях о бое 22 октября 1942-го.
Ему — старшему лейтенанту — тогда было 27 лет. День рождения у капитана был всего за несколько дней до того — 18-го числа. Родом из города Уральска тогда Казахской ССР. В 1939 году он окончил Военно-морское училище и успел поучаствовать в советско-финской войне. В 1941-м он уже был ранен в руку, но продолжил служить.
За участие в бою за остров Сухо Пётр Каргин был награждён орденом «Красного знамени». В 1945-м получил орден Отечественной войны 2-й степени. И после окончания ВОВ остался на флоте.
Пётр Каргин скончался в 1981 году.
Фото: благотворительный фонд им. Грачьи Погосяна
О памятниках
После Великой Отечественной войны тральщик «ТЩ-100» (построенный, кстати, ещё в начала XX века в Финляндии) был передан латвийской рыболовецкой артели. Он вернулся в Новую Ладогу только в 1982 году. А в 1985-м был установлен на берегу Волхова и стал частью Мемориала морякам Ладожской военной флотилии.
А вот с памятником его капитану Петру Каргину оказалось сложнее. В XXI веке оказалось, что место захоронения героя неизвестно. Поисковики в 2020 году установили, что он был похоронен вместе с женой на Киновеевском кладбище. Тогда же объявили сбор средств на памятник моряку.
Его открыли в этом году — совсем недавно, 18 октября, в день рождения Петра Каргина. Монумент появился при участии благотворительного фонда Грачья Погосян. В церемонии участвовали дочь и внучка Петра Каргина.
Наталья Блинова, внучка командира тральщика «ТЩ-100», рассказала, что до сих пор хранит воспоминания об их поездке на море. По её словам, ей очень нравилось проводить время с дедушкой, рассматривая его медали на кителе.
Фото: благотворительный фонд им. Грачьи Погосяна
О памятной дате
Инициатива об учреждении 22 октября Дня героической защиты острова Сухо была утверждена городским ЗакСом 16 октября.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.