Новости

Петербурженка обратилась в КС РФ после отказа в пенсии по потере кормильца для её детей, зачатых методом ЭКО

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7 

Петербурженка Мария Щаникова обратилась в Конституционный суд (КС РФ) после отказа нижестоящего суда в выплатах по потере кормильца для её детей, зачатых методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО — технология, позволяющая осуществить оплодотворение яйцеклетки вне организма женщины, в искусственных условиях). Подробности 22 октября рассказали в Российском агентстве правовой и судебной информации (РАПСИ).

Мария рассказала, что ещё при жизни мужа с 2013 года они с ним пытались зачать детей, но в итоге обратились за помощью к врачам.

«Смерть мужа была неожиданной, он не пережил плановую операцию. И то, что мы сохранили его репродуктивные клетки, для меня было большим счастьем. На то, чтобы я сделала ЭКО с его клетками, были согласны и его, и мои родители», — рассказала петербурженка.

В 2016 году Мария использовала репродуктивные клетки умершего супруга для проведения ЭКО — спустя 9 месяцев у петербурженки родились близнецы.

После того, как суд подтвердил отцовство скончавшегося мужа петербурженки, она обратилась в пенсионный фонд за назначением пенсии по случаю потери кормильца для своих детей. Однако в этом фонд её отказал, на сторону организации встали и суды общей юрисдикции, которые указали, что «дети истицы не находились и не могли находиться на иждивении Щаникова, поскольку процедура оплодотворения имела место после его смерти, то есть не было самого по себе факта потери кормильца».

Читайте также

В Петербурге провели уникальную операцию ещё не родившемуся ребёнку

В Петербурге провели уникальную операцию ещё не родившемуся ребёнку

После этого Мария обратилась в Конституционный суд с просьбой проверить конституционность положений частей 1 и 3 статьи 10 ФЗ «О страховых пенсиях».

Адвокат петербурженки в КС РФ Владимир Цвиль заявил, что право должно признать, что потеря кормильца может произойти до зачатия детей.

«Закон допускает посмертную репродукцию, но при этом лишает его детей права на пенсию по случаю потери кормильца. Прижизненное иждивение не должно играть роли в решении пенсионных органов. А значение должна иметь воля отца содержать ребенка, независимо от того, смог ли он реализовать эту волю», — пояснил защитник.

Также на сторону Марии встали представители президента, Совета Федерации, Госдумы и Генпрокуратуры — против высказался представитель правительства, юрист Михаил Барщевский, и помощник министра юстиции РФ Алина Таманцева. По их мнению, дети, зачатые методом ЭКО, не могут претендовать на страховую пенсию по потере кормильца, потому что его у них никогда не было.

«В данном случае такие дети могут получать какие-то пособия, но не пенсию», — пояснил Барщевский.

Решение по заявлению Марии Щаниковой Конституционный суд огласит позже, как это предусматривает процесс.

share
print