1-й Западный окружной военный суд приговорил к четырём годам лишения свободы в колонии общего режима 29-летнего петербуржца Артура Канина, обвинённого по статьям о публичном «призыве к экстремизму» и «оправдании терроризма». Свою вину мужчина признал, но частично. На приговор он приехал из дома, а из зала суда выходил уже в наручниках и под конвоем.
Осуждённому Артуру Канину 29 лет. Родился в Поморье. У него высшее образование по специальности прикладная математика и среднее специальное повара-кондитера. В последнее время Артур работал кладовщиком на складе крупного маркетплейса. Он женат, детей нет.
В октябре 2022 года мужчина вступил по ссылке-приглашению в telegram-чат «Русского добровольческого корпуса» (РДК)* — воинского формирования, основанного за пару месяцев до того русскими националистами, участвующих в военных действиях на стороне Украины с 2014 года. В чате обсуждалось проведение СВО. Вышел из чата Артур в начале марта 2023-го по своей инициативе, предварительно удалив все свои сообщения. Но это не спасло.
Чувство ущемлённости и призывы поджигать военкоматы
Четыре года колонии общего режима и ещё три года запрета заниматься администрированием после отбытия основного наказания — такой приговор вынес судья Сергей Краснопевцев 22 октября.
В мае этого года в квартире у Артура Канина прошёл обыск, в ходе которого у него изъяли телефон как «орудие преступления». С него, как отмечала сторона обвинения, мужчина писал комментарии в telegram-чате «Русского добровольческого корпуса»*. После обыска ему предъявили обвинение. Как ни странно, на время следствия Артура оставили лишь под подпиской о невыезде.
В мае прошлого года сотрудники службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ (СЗКСБТ) составили акт обследования, в котором изложили, какого характера сообщения писались в чате и в частности о чём там высказывался Канин.
По версии следствия, в одном из комментариев осуждённый высказывался о национальной принадлежности жителей Поморья, к числу которых себя причисляет. На допросе Канин сообщал, что изучал историю родного края. Из интернета узнал, что народ имеет финно-угорские корни, из-за чего «посчитал себя ущемлённым». Но спустя время изучил подробнее эту тему и всё-таки выяснил, что поморы — это русский субэтнос.
— Всё-таки я решил удалить комментарии, потому что поменял своё отношение, — рассказывал Артур на допросе.
Во втором комментарии, который лёг в основу обвинения, следствие усмотрело призыв к террористической деятельности — поджогам военкоматов. На допросе Канин отказался подробно рассказывать об этом, но не отрицал, что такой комментарий действительно был. Однако он уверял, что никого и ни к чему публично не призывал. По его словам, он не представлял, что его сообщения мог прочитать большой круг людей.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
«Воскресшие» из чата комментарии
Акт обследования чата был приобщён к материалам дела. 22 октября в качестве свидетеля стороны обвинения выступил один из его авторов Вадим Набоков — сотрудник СЗКСБТ. По его словам, содержание чата было экспортировано в отдельный файл на компьютере, который потом изучался. Сделан он был 15 мая прошлого года, однако уже в марте Канин удалил свои сообщения из чата. Адвокат осуждённого Марина Князькина на заседании утверждала, что акт содержит противоречия. По её мнению, на скриншотах в протоколе есть надписи, которые подтверждают, что это была выгрузка архива чата, а не его состояние на момент 15 мая прошлого года.
— Вы говорили, что изучали сам чат, а не архивную выгрузку. Когда вы экспортировали данные, они визуально отличались, от тех, что были онлайн? Появились ли там дополнительные сведения? — спрашивала у Набокова Князькина.
— Не помню, это было полтора года назад, у нас много чатов, — отвечал мужчина.
Адвокат перед прениями ходатайствовала о привлечении эксперта-программиста, который мог бы уточнить, что же изучало следствие — архив чата или скриншоты, сделанные в реальном времени.
Прокурор настаивал, что невозможно обеспечить явку свидетеля, потому что у стороны защиты было достаточно времени предоставить все доказательства. Суд ходатайство отклонил, как необоснованное, которое могло сильно затянуть процесс.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
«Я извиняюсь и прошу дать мне шанс»
По версии следствия, один из администраторов группы предложил Канину тоже выполнять функции админа. Тот согласился «из любопытства». В ходе допроса на заседании 18 октября он не мог подробно рассказать, что входило в круг его обязанностей — он только «банил» пользователей и следил за комментариями.
В ходе прений адвокат настаивала, что её подзащитный не является сторонником РДК*, он не предполагал, что его необдуманные действия могли повлечь такие последствия. Сторона обвинения, напротив, к искренности слов Канина отнеслась с сомнением.
— Я хочу выразить своё раскаяние за действия, которые я совершил в прошлом. Прошло уже достаточно времени, за которое я переосмыслил все свои поступки. Когда я был в том чате, он не был запрещён на территории РФ, но уже тогда я понял, что не являюсь сторонником идеологии РДК*. Мне это никак не откликается. Я принимаю вину, извиняюсь и прошу дать мне шанс, — сказал в последнем слове Канин.
Cторона обвинения просила приговорить Канина к шести годам лишения свободы общего режима и на пять лет запретить ему заниматься администрированием в интернете. Адвокат же настаивала на штрафе, уверяя, что у Канина есть возможность его выплатить. Однако подсудимый вышел из зала суда в наручниках.
*организация признана террористической и запрещена на территории России