Новости

Отличить гимназистку от рецидивистки: как обманчива внешность, расскажет инсталляция команды AES+F в «Третьем месте»

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

В пространстве «Третье место» в рамках выставки “Скрытое” открылась инсталляция Suspects (подозреваемые — англ.) коллектива AES+F. И это первая за несколько лет возможность увидеть работу арт-группы с мировой известностью в нашем городе.

AES+F появилась в 1987 году и сперва называлась просто AES. Аббревиатура была составлена из первых букв фамилий её участников: архитекторов Татьяны Арзамасовой и Льва Евзовича, а также дизайнера-графика Евгения Святского. Позднее, в 1995-м к ним присоединился fashion-фотограф Владимир Фридкес, а к названию коллектива — буква F. Персональные выставки команды — это сочетание видеоарта, фотографии, инсталляций и скульптуры. Используя разные медиумы, AES+F добилась признания не только в России, но и за рубежом. Так, проекты коллектива демонстрировались на выставках в Австралии, Европе и США. AES+F представляли Россию на Венецианской биеннале. Последние несколько лет все участники арт-группы живут в Берлине, а потому открывшаяся инсталляция — редкий шанс вновь соприкоснуться с творчеством коллектива.

Фото: Павел Даиси / MR7

Suspects не новая работа художников. Её рождение — это во многом рефлексия авторов на тот запредельный уровень насилия, который стал нормой в разгар 1990-х. Созданная в 1997 году, она впервые была показана на персональной выставке арт-группы в Тулузе в 1998-м. Уже в новом веке работу демонстрировали в Русском музее, Московском музее современного искусства и в Центре Помпиду в Париже. И вот в 2024 году инсталляцию снова можно увидеть в Петербурге.

По периметру пространства, ограниченного полукругом, развешены фотопортреты девочек-подростков. Всего 14 — «семь грешниц, семь праведниц». «Грешницы» — это те, кто забивал мужчину вдвое старше безо всякого оружия, выкидывал избитого умирать на мороз, в течение двух часов медленно убивал ножом близкую подругу. «Праведницы» — ученицы элитной московской школы. У них разные судьбы, но в полукруге инсталляции разница между столичной фотостудией и помещениями СИЗО стирается — на фото счастливые улыбающиеся лица, за которыми невозможно разглядеть ни элитную школу, ни мечту стать поваром после выхода на свободу. Каждому посетителю, который попадает в зал с инсталляцией, предлагают поучаствовать в небольшом эксперименте — попробовать вычислить семерых убийц, смотрящих на него со стены. Задача, с которой за 27 лет с момента создания работы не справился никто. Во всяком случае, AES+F не заявляли о том, что кому-то это удалось.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Suspects — это исследование природы зла, констатация факта, что самое темное, что есть в человеке, может принимать любую оболочку, а внешность обманчива. Suspects в целом ставит под вопрос нашу способность судить — разделять людей на грешников и праведников, ведь даже описания жестоких убийств не дают нам и тени намёка на то, кто их совершил. И вслед за этим ощущение собственного бессилия порождает нарастающую тревогу, когда оказываешься в окружении фотопортретов. Не способствует спокойствию и звук бьющегося стекла — работа весьма удачно делит зал с видеоинсталляцией «Семейный сервиз» Евгения Гранильщикова, на экране которой молодой человек раз за разом разбивает об пол посуду, хранящуюся в старом шкафу.

Где: пространство «Третье место», Литейный проспект, 62.

Когда: до 8 декабря.

share
print