В Петербурге около сотни театров — 40 государственных и ещё порядка 60 независимых. И вот появился, точнее — обрёл свою постоянную площадку, ещё один — «Театральный проект 27» — театр для подростков, в который они сами почему-то приходят на спектакли. Как организовать собственный театр, как работать с самой непростой публикой и выступать на больших сценах, рассказала на открытии новой площадки создатель «27» Наталия Сергеевская.
Фото: Павел Даиси / MR7
Никакой пыльной классики
«Театральный проект 27» появился пять лет назад. Это петербургский театр с, как шутят, его создатели, «филиалом» в Москве. До недавнего времени у проекта не было собственной площадки. Спектакли можно было увидеть на разных сценах города — и больших, таких как Новая сцена Александринки или Театр на Фонтанке, и в относительно молодых театральных пространствах, например, «Цех» или «Скороход». А в столице «27» дружит с «Арт платформой» и представляет свои работы в «Новом манеже». Причём в Москве и Петербурге создаются свои спектакли, которые потом «обмениваются» гастролями.
Театр создавала Наталия Сергеевская, для которой детская тема уже «родная», она исполнительный директор спецпроектов Большого Детского фестиваля. Он, конечно, про детей в широком понимании — и про совсем малышей, и про тех, кто постарше. Но всё же подростки — это особая аудитория. И во многих театрах её, честно сказать, не любят. Школьники в театре — часто это боль и непонимание, это походы всем классом на «Горе от ума», «Бесприданницу» или на балет, для повышения общего культурного уровня. Тяжело и зрителям, и актёрам.
Фото: Павел Даиси / MR7
В «проекте 27» сразу отказались от классики по школьной программе. Здесь ставят по современным произведениям для подростков, например, уже превратили в спектали два из трёх «бестселлеров» Марии Парр — «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал». А ещё приглашают ставить молодых режиссёров, которые приходят со свежими идеями и решениями. Поставили несколько биографических спектаклей. Начинали с истории основателя Apple Стива Джобса («Сочинение про Джобса»), а потом перешли к биографиям самих актёров. Одна из постановок — «Принц в корзине» режиссёра Владислава Тутака. Его отец был известным баскетболистом в Перми, а сам Влад с детства увлекался театром кукол, что порождало вечные конфликты в семье.
— Влад шил кукол, а отец заставлял его заниматься спортом, — рассказывает о создании спектакля Наталия Сергеевская. — Влад наложил это на «Гамлета» и рассказал таким образом о проблеме отцов и детей, о том, возможно ли вообще найти общий язык разным поколениям.
Этот спектакль был номинирован на «Арлекина», а режиссёр теперь работает в больших театрах в разных городах страны.
— В первые годы мы создавали по одному спектаклю в год, я помню, как проводили совещание, справимся ли мы с тремя спектаклями одновременно. А теперь у нас 16 спектаклей — вышедших и готовящихся, в прошлом году мы провели свой фестиваль для подростков «В смысле?!» в Александринском театре, участвуем в Большом Детском фестивале. Мы продаём две тысяч билетов в месяц, — говорит создательница театра.
Фото: Павел Даиси / MR7
14 месяцев и 24 миллиона
Примерно полтора года назад Наталия Сергеевская и её муж — режиссёр Владимир Сергеевский решились создавать дом для своего театра. Помещение нашлось на бывшем военном заводе «Арсенал» — в старинном корпусе, выходящем на улицу Комсомола.
— Это удивительное место. Здесь всё напоминает храм, — ведёт по новому театру экскурсию Наталия в день открытия.
Само здание появилось в середине XIX когда, сюда перехал с противоположного берега Невы литейный завод (это от него соседний проспект стал Литейным). Тут производили оружие, а в конце XX века, как и многие другие предприятия, «Арсенал» стал угасать. Бывшее производство растащили на офисы и цеха новых компаний.
— Здесь, где мы создали театр, в XIX веке была светская часть производства, тут проводили балы, и парадная лестница вела не в цеха, а в залы, — рассказывает Наталия. — Но последними, кто тут располагался до нас, было какое-то пищевое производство. Тут стояла огромная морозильная камера, которую мы очень долго сносили. На её месте расположилось театральное фойе. Это не было готовое место, тут царила абсолютная разруха, и было ощущение, что лет 50 здесь никого не было, а до того стухли десять крыс.
Рядом до сих пор помещения арендуют разные компании — студия массажа, ремонт техники, йога, кафе с психологическими тренингами. Последнее оказалось очень кстати. В театре не стали делать собственного буфета.
— Концепция едального места — это одно, но так как мы позиционируем себя как ДК на минималках, нам нужно место, где можно проводить лекции, обсуждения после спектаклей, репетиции, мастер-классы и даже возможно сделать театральную студию — нам нужно было чистое пространство, это всё будет здесь, — объясняет Наталия.
А кому хочется кофе и пирожных в антракте — дли них соседняя дверь.
Ремонт шёл 14 месяцев, стены сносились и возводились, красились, за бывшими офисными полками открылись исторические почти готические своды. На месте бывшего окна (бывшего — так как в более позднее время была сделана пристройка и окно оказалось внутри здания) сделали витраж, повторив «расстекловку» исторического окна. А на месте стёкол — рисунки по мотивам спектаклей театра.
Фото: Павел Даиси / MR7
Нашлось место для небольшого музея театра, склада, двух гримёрок. Наталья, которая сама провела несчётные часы на стройке, с нежностью рассказывает и показывает даже туалеты — и для зрителей, и для сотрудников, а ещё есть душ.
Всё это стоило 24 миллиона рублей. Часть средств грантами выделил город. Остальное собирали сами.
— Очень много кто помогал. Мы сами живём в квартире 34 метра с ребёнком, машине 18 лет, — говорит Владимир,.— Нам нечего продать, чтобы сделать театр. И если бы не система сбора всех ресурсов — это бы не сработало.
Наталия и Владимир (справа) Сергеевские на открытии театра. Фото: Павел Даиси / MR7
«После спектакля мы стали с ребёнком разговаривать»
— Это не подвальное помещение с тремя фонарями, тут всё цивилизованно, и мы очень высокую планку себе поставили — мы хотели хороший свет, хорошие фермы, удобные стулья, мы хотели, чтобы у нас была вентиляция, и она будет у нас уже совсем скоро, — говорит Наталия со сцены своего театра. — Я этот проект посвящаю своей бабушке — Кире Александровне Зайцевой, которая дала мне миллион рублей, но самое главное — невероятную любовь. Она меня растила и вложила так много любви, что её хватило на создание этого места.
Первые зрители театра. Фото: Павел Даиси / MR7
Наталия надеется, что дальше эту любовь получится передать зрителям и таким образом что-то изменить к лучшему, если не в мире, стране и городе, то в отдельной семье.
— Мы всегда опрашиваем зрителей — как они сходили на спектакль, было ли им удобно, понравилось ли. Обычно отвечают мамы подростков. И очень часто они пишут: «После вашего спектакля мы стали с ребёнком разговаривать, проводить вместе время, ходить в парк, он даже попросил прочитать книжку и ещё куда-то сходить. А до этого мы вообще не разговаривали». Мы меняем климат в одной маленькой семье — а это самое главное, — считает Наталия.
Наталия Сергеевская на открытии театра. Фото: Павел Даиси / MR7
Сцены — большие и маленькие
В ситуации «бездомности» театра были свои плюсы и минусы. С одной стороны — выступления на разных, в том числе очень «больших» сценах, с другой — вечная проблема встраивания в чужие графики. Сейчас часть спектаклей обоснуется «дома» — в новом пространстве на Комсомола, но некоторые так и останутся «выездными», потому что это лучше для них.
— «Жирная Люба», например, так и будет играться в Театре на Фонтанке. На неё огромный спрос, и нам даже выгоднее играть её там, да и сам Олег Липовецкий (режиссёр и актёр моноспектакля. — Ред.) не согласится играть её на площадке на 100 зрителей, когда может на 500, — говорит Наталия.
Останется на Новой сцене Александринки и концерт-фэнтези Романа Бокланова «Лина Марлина». Ей свободнее на большой сцене. И «Принцу в корзине» тоже лучше в более просторных залах.
— Хотя Театр на Фонтанке может нам давать сцену только по понедельникам раз в два месяца, а то и в три. И Новая сцена Александринки планирует всё заранее — нам сейчас нужно было подтвердить показы на декабрь, а у меня артисты работают, и они ещё не понимают, что у них будет в ноябре, — добавляет Наталия.
С чего начинается театр. Фото: Павел Даиси / MR7
Основная команда «Театрального проекта 27» — около десяти человек, но сейчас она будет расширяться — нужны постоянный художник по свету, светооператор, звукорежиссёр и даже уборщица, которую, как оказалось, не так-то просто найти в наши дни.
— Ещё много нужно доделать — развесить, настроить и в целом сделать так, чтобы это функционировало как единый организм. Пока мы работали проектно — приехали на площадку, сыграли, уехали, а теперь это должно превращаться в постоянную работу, — говорит Наталия.
У неё в запасе полсотни идей, которые можно превратить в спектакли, только бы найти деньги, силы и время.
— А идей очень много — выходят удивительные книги, приходят режиссёры со своими историями, и хочется, чтобы это всё появилось на сцене, — добавляет Наталия.
Фото: Павел Даиси / MR7
На ближайшее время запланирована премьера Анны Морозовой «Фабрика по изготовлению вундеркиндов», а Иван Пачин скоро сделает «Концерт по физике», где в театральной форме расскажет про физические явления. И впервые у «27» будет свой Новый год — особый, для подростков.
Больше фото с открытия нового театрального пространства в галерее
Фото: Павел Даиси / MR7