Петербургские градозащитники беспокоятся, что труба котельной Синодальной типографии может исчезнуть. Работы ведет компания девелопера Яна Бобрышева, известного в среде градозащитников тем, что обычно старинные здания не сносит, а реставрирует. По словам Бобрышева, с трубы сняли только разрушающуюся верхнюю часть.
О работах во дворах на улице Правды стало известно накануне, 9 сентября. Активисты обратили внимание, что рабочие разбирают дымовую трубу котельной на улице Правды. По словам активиста Олега Мухина, непосредственно сама труба объектом культурного наследия не является, но она располагается по одному адресу со знаменитой Синодальной типографией на улице Правды, 15. А типография признана памятником.
— Юридически это одно и то же здание, — считает Олег Мухин.
Он сообщил, что трубу сносят на протяжении недели и половину уже убрали.
Синодальная типография (Типография № 12) была построена в 1888 году инженером-архитектором Дмитрием Люшиным. В 1901 году инженер Леонтий Шмеллинг её расширил и надстроил. Типография находилась в ведении Священного Синода, в ней печатались синодальные книги. До 1917 года она была крупнейшей типографией церковного православия. Имя Лоханкова она получила в 1924 году. Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Отдельное удивление у градозащитников вызвал заказчик сноса — девелопер Ян Бобрышев, известный тем, что всегда ратовал за сохранение уникальной архитектуры Петербурга и реставрировал не одно здание.
— Вчера (9 сентября — ред.) мы его спросили, зачем сносят трубу. Но он сказал, что он не давал распоряжение её сносить, и никаких комментариев нам не дал, — недоумевает Мухин.
Градозащитники обратились в Следственный комитет с просьбой проверить законность работ.
Фото предоставлено Яном Бобрышевым
По словам Яна Бобрышева, 9 сентября он, действительно, о сносе не знал. Но уже в курсе. И о причинах тоже.
— Труба не является частью исторического наследия, — объяснил он в беседе с MR7. — И её не сносят. Рабочие разбирают верхний слой трубы, который наиболее сильно подвержен деструкции.
Трубу, кстати, по словам девелопера, разбирают вручную, без использования техники. При этом решение о судьбе трубы ещё не принято. Во многом оно будет зависеть от её состояния. Если труба окажется разрушенной и не подлежащей восстановлению или просто опасной для окружающих (например, тем, что может упасть), её, вероятнее всего, снесут. Если же разрушения не критичны, возможно, восстановят защитный слой и сохранят. Но для начала, считает Бобрышев, её нужно обследовать.
— Для меня эта труба не является безусловной ценностью. Если, например, труба где-то в «красном треугольнике» — она часть архитектурного облика. А труба здесь — абсолютно утилитарная вещь. Насколько надо её сохранять — большой вопрос, — говорит застройщик. — Когда её строили, никто не думал, что через сто лет её будут сохранять и считать важной. Приведу для сравнения другой объект — Хлебозавод на Левашовском. Его труба стоит по центру площади, её отовсюду видно, и она — артобъект. А здесь не так. Здесь трубу даже не видно ниоткуда. Она не образует уличный фронт.
Синодальную типографию (АО «Типография № 12 им. М. И. Лоханкова») в феврале 2024 года выкупила группа компания «Реновация», совладельцем которой является Ян Бобрышев. Стоимость сделки — примерно 400 миллионов рублей. Первоначально, по словам бизнесмена, здание хотели восстановить, в том числе функционально, сохранив типографию работающей. Но оказалось, что типографские услуги не востребованы. Поэтому вместо типографии в старинном здании планируют сделать апарт-отель.
UPD (11.09) В ГСУ СК России по городу Санкт-Петербургу организована процессуальная проверка информации о возможном сносе.