Репортажи

На ЛАЭС показали, как у воды, почвы и воздуха измеряется уровень радиации

На ЛАЭС показали, как у воды, почвы и воздуха измеряется уровень радиации

Фото: Павел Даиси / MR7

Дозиметры для измерения уровня радиации в воздухе, сосуд Маринелли для исследования, гамма-спектрометр — для кого-то сложные слова, а вот для сотрудников Ленинградской атомной электростанции это приборы, без которых не обходится ни один рабочий день. 29 августа они показали и рассказали, как проводится мониторинг радиационного фона в Ленобласти.

Опасаться нечего, радиация «в норме»

Прежде чем отправиться в лабораторию ЛАЭС и проверить воду на наличие радионуклидов, нужно зачерпнуть немного с собой из глубинных вод Финского залива в 17 километрах от ЛАЭС. В качестве примера перед журналистами взяли воду лишь с поверхности.

Немного мутноватая и желтоватая на первый взгляд, вода на деле неопасна, заверили сотрудники ЛАЭС. Определённое количество радионуклидов присутствует в ней всегда, но это природный элемент, который не может навредить, если его показатель в норме.

Фото: Павел Даиси / MR7

Собранная вода отправляется на изучение в лабораторию. Анализ проводится ежемесячно. Воду помещают в прибор, который измеряет уровень радиации. Аппарат, по словам лаборантов, распознаёт излучение с помощью детектора и выдаёт показатели на компьютере. Получить их можно лишь через пять часов ожиданий.

По такому же принципу, как и воду, проверяют ил, рыбу, почву. Летом на изучение попадают грибы, ягоды, зимой — талый снег. Твёрдые элементы предварительно сжигают и измельчают, чтобы добиться нужной формы и плотности.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Воздух измеряют другим прибором — дозиметром. Нормальный показатель — 0,11 микрозиверт в час. Такой и появился у сотрудника на экране, когда он объяснял принцип работы.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Возле станции на расстоянии 17 километров также находятся автоматические системы контроля радиационной обстановки. Они «следят» за состоянием окружающей среды возле себя. Всего их установлено 14. В режиме постоянного времени сотрудники следят за показателями, которые передают эти установки. Если отказал хотя бы один датчик, то это рассматривается как отказ системы безопасности — экстренно начинают решать проблему.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

«Мы сейчас находимся в самом чистом месте Ленинградской области»

Как отметил директор атомной электростанции Владимир Перегуда, территория возле станции довольно популярна среди жителей Соснового Бора и туристов, потому что многие едут именно сюда гулять по лесам и собирать грибы, зная, что земля и воздух чистые и безопасные.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

— По радиационному фону, по всем химическим выбросам мы сейчас находимся в самом чистом месте Ленинградской области. Мы смотрим не только за радиационным фоном, но и за отложениями, которые происходят вокруг нас — в земле, воде, животных. Всё это делается в наших лабораториях, — рассказал директор Владимир Перегуда.

По его словам, результаты работы станции динамично улучшаются, радиоактивный след, который тянулся с 1986 года после аварии на чернобыльской АЭС в 1986 году, в Ленобласти исчез совсем. Он отметил, что в последние годы присутствуют настолько минимальные показатели радиации, что предприятию даже пришлось перейти на более чувствительные приборы.

Ведущий инженер отдела радиационной безопасности ЛАЭС Анатолий Заев также рассказал, что ЛАЭС в 2025 году готовится к замене мониторинговых постов на отечественные, сейчас стоят финские. По его словам, уже заключён договор на проектирование.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Посты мониторинга занимаются измерением радиационного фона и информируют население. Зафиксированные прибором данные должны выводиться на табло, чтобы жители могли с ними ознакомиться.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

share
print