Пока девелоперы застраивают кварталы высотками и развивают территории, жители «хрущёвок» на 2-й Комсомольской улице Красносельского района ждут расселения и надеются, что им наконец выделят квартиру в новостройке. Такие обещания они слышат уже седьмой год, но пока что вместо предвкушения новоселья — ссоры с застройщиком и постоянные обращения к чиновникам с просьбой расселить дома согласно программе развития застроенных территорий (РЗТ).
Пять «хрущёвок» не первый год ждут расселения
Утро в домах на 2-й Комсомольской улице уже восьмой месяц начинается с шума от пилящей болгарки, стучащих молотков и разъезжающих по дорогам грузовиков, гружённых строительными материалами. Всё потому, что на этой улице в Сосновой Поляне (Красносельский район) был выделен квартал, где по программе РЗТ идёт строительство жилых многоэтажек.
Проезжую часть развезло из-за грязи, которая стекает от стройки. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Квартал изначально состоял из «хрущёвок» 1970-х годов постройки. Всего был 51 дом, 40 из которых в 2010-х признали необходимым расселить и снести.
Программа «Развитие застроенных территорий в Санкт‑Петербурге» была принята в 2008 году. Тогда в неё попали 23 территории из Калининского, Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского, Кировского и Красносельского районов.
По этому закону дома, признанные аварийными, относящиеся к типовым проектам постройки 1958-1970 годов или к малоэтажной жилой застройке до 1966 года, имеющие высокую степень физического износа, а также не соответствующие градостроительным регламентам, должны снести, а на их месте построить новые многоэтажки. Об условиях переселения жителей компания-застройщик договаривается лично с каждым собственником.
С 2015 года расселили дома с №35 по №41, на 2-й Комсомольской, при этом снесли только три здания. На месте старых в Сосновой Поляне построили первые пять новых домов. 230 квартир из 685 в них были переданы жителям снесённых «хрущёвок». Расселение проходило после завершения строительства — люди сразу переезжали в новые дома.
В 2020 году снесли ещё два расселённых здания. В феврале этого года вместо них стали возводить ЖК «Сандей». Работы планируется закончить в четвёртом квартале 2025 года.
Программа РЗТ реализуется в городе при участии инвесторов. Подавляющее число кварталов получила компания ООО «СПб Реновация». В 2020 году она стала подразделением девелоперской компании «Самолёт».
Сейчас ООО «СПб Реновация» продолжает строительство нового ЖК в квартале 7-17 Сосновой Поляны.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Жильцы оставшихся «хрущёвок» на 2-й Комсомольской улице недоумевают, почему «СПб Реновация» решила начать стройку, оставив нетронутыми дома с № 43 по № 53 на 2-й Комсомольской улице. Снесли только два, № 39 и № 41, и работы начались рядом с оставшимися пятью домами. Причём на ближайшей к стройке пятиэтажке № 43 уже образовались трещины. Здание не признано аварийным.
Дом №43 и соседствующая с ним стройка. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
В доме № 43 с 2001 года живёт Надежда Сергеевна. Её квартира находится на пятом этаже. Прямо из спальни можно наблюдать за рабочими, что не очень радует хозяйку. По словам местных жителей, работы на стройке начинаются с раннего утра, а заканчиваются только ближе к ночи, выходные не исключение.
«Идёшь и думаешь, упадёт или нет»
В апреле этого года администрация МО «Константиновское», в состав которого входит Сосновая Поляна, провела онлайн-встречу с представителем застройщика ООО «СЗ СПб Реновация» Виктором Ведехиным. Тот на претензии жильцов в комментариях под трансляцией ответил, что компания уже «минимизировала строительные работы для комфортного проживания жителей».
«Пересмотрели схему подвоза строительных материалов, чтобы не затруднять движение на дорогах, заказали новую технику для промыва техники. Шумовых кранов нет, потому что они не помогут. По выходным стройка не идёт», — заверил он.
Однако у жителей с апреля по август этого года собралась целая коллекция видео и фото в качестве доказательств, что строители всё так же работают по выходным, а по улицам продолжают ездить грязные грузовики. Жители также волнуются, соблюдаются ли на стройке правила техники безопасности — один раз там случился пожар.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
— Видите, как болтается кусок бетона. Ты идёшь и думаешь, упадёт или нет, — высказывал опасения местный житель Владимир, показывая масштабы стройки.
Он также рассказал, что в июне полиция провела миграционный рейд — десятки строителей увозили, кто-то прятался в «недрах» стройки. Это было видно из окна соседнего дома № 43.
Рабочие живут возле стройки в вагончиках. Рядом с их жилищем детский сад. Дорога туда проходит как раз мимо биотуалетов, а вид с игровой площадки выходит на вагончики.
Вагончики, где живут рабочие. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Рядом со стройкой также находится детская площадка. Все качели и горки стоят под слоем пыли и грязи.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
«Мы были бы готовы это терпеть, если в итоге нам дали бы в новом доме квартиру»
Надежда живёт в доме № 45 уже 40 лет. Она рассказала, что до начала стройки жизнь в Сосновой Поляне её полностью устраивала: вокруг много магазинов, школы, детские сады, поликлиника, большой парк, всюду доброжелательные соседи. Теперь же проживание возле стройки превратилось в пытку. Она призналась, что из-за постоянного шума у неё начались проблемы со здоровьем.
Местные жительницы, Надежда посередине. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
— Мы не живём, а существуем. Я прихожу после работы, а у меня под ухом стройка. В квартире жара, духота, а окна открыть нельзя из-за пыли, хотя их и приходится мыть каждый день. Мы были бы готовы это терпеть, если в итоге нам дали бы в новом доме квартиру, а иначе какой в этом смысл?
Наши дома стали разваливаться, а нам даже ничего не светит — большую часть квартир в новостройках уже продали, — жалуется Надежда.
Согласно программе РЗТ переселение собственников из освобождаемых жилых помещений должно осуществляться в благоустроенные квартиры, расположенные в жилых домах этого же района.
На апрельской онлайн-встрече с жителями Виктор Ведехин также сообщал, что с собственниками «будут произведены расчёт средней стоимости квадратных метров в Красносельском районе и компенсации от них как от девелопера».
— Данная компенсация будет существенно превышать рыночную стоимость квартиры. Её будет достаточно, чтобы реально улучшить свои жилищные условия, — отметил на онлайн-встрече Ведехин.
При этом он заявил, что, хоть квартиры в старых «хрущёвках» трёхкомнатные и четырёхкомнатные, на сумму компенсации у людей будет возможность купить две однушки на вторичном или первичном рынке. Речи о новых строящихся домах не шло.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Так, Владимиру в апреле предложили заплатить за один квадратный метр его четырёхкомнатной квартиры около 170 тысяч, в то время как в новом строящемся доме он стоил уже 240 тысяч.
Но такой вариант жителей не устраивает — они хотят новую квартиру в своём же квартале или денежную компенсацию в соответствии с квадратными метрами своей нынешней квартиры.
— Если бы люди были уверены, что получат квартиру в строящемся доме, то стройку можно и потерпеть, но просто так терпеть пыль и шум никто не хочет. В новых домах большинство квартир уже продали, часть из них отдали под социальный найм, — говорит Владимир.
На вопросы о том, на каких основаниях будет произведено расселение собственников квартир в «хрущёвках», застройщик ответил MR7, что в соответствии с законом Санкт-Петербурга о развитии застроенных территорий «каждый собственник будет самостоятельно решать, куда он хочет переехать, а снос оставшихся домов может быть произведён только после переезда всех жителей». Переговоры с жителями, по заверениям «СПб Реновации», должны начаться в декабре этого года.
При этом в официальном ответе было сказано, что «компания работает в рамках законодательства и производит шумные работы только в отведённое время согласно закону Санкт-Петербурга «О тишине».
Встреча должна быть, но непонятно, когда
Жильцы пяти нерасселённых «хрущёвок» собрали 130 подписей для коллективных обращений к властям. Те же отвечают, что «решение имущественно-правовых вопросов с собственниками жилых помещений, расположенных в домах, подлежащих сносу, осуществляет инвестор самостоятельно на основании достигнутых договорённостей».
При этом «достигнуть договорённостей» у жильцов и «СЗ СПб Реновация» не получается, потому что встречи откладываются. В апреле они сообщили, что переговоры планируются в ноябре-декабре этого года. В протоколе с апрельского заседания комиссии Красносельского района по РЗТ прописано, что «информирование населения и инициативных групп о ходе реализации программы РЗТ» должно быть проведено в августе этого года. Пока что инициативная группа извещена не была.
Фото: Елизавета Наливайко / MR7
«Относятся к нам плоховато»
Старшее поколение жильцов ждёт новые квартиры ещё дольше, чем все остальные. Ирина Александрова живёт в Сосновой Поляне с 1968-го. Переехала туда, когда ей было 20 лет. Вспоминает, что в 2011 году проходило собрание жильцов, на котором рассказывали про реновацию. По озвученному тогда плану, со слов Ирины Александровны, они должны были переехать в новые квартиры ещё в 2017 году. Новостройка действительно появилась, но новоселье никто не справил, рассказала она. Объяснений, почему так случилось, от застройщика люди не дождались, потому что он «пропал», вспоминала Ирина Александровна. Её соседи начали делать ремонт в своих старых квартирах, потому что уже никто больше не рассчитывал на переезд.
— У меня давно сложилось мнение, что наше руководство отдаёт территории с развитой инфраструктурой, а дальше умывает руки. Относятся к нам плоховато. Это, конечно, испытание, — признаётся Ирина Александровна.
В конце июля 2020 года, по рассказам жителей, к ним в район приезжал губернатор Александр Беглов и также уверял, что вскоре все будут расселены, однако сроки не уточнял.
На проспекте Непокорённых, 13, жители «сталинки» уже больше года пытаются через суд исключить свой дом из программы РЗТ, согласно которой здание ждёт снос, а людей — расселение. Борьба за «сталинку» началась в 2022 году. Тогда представители застройщика сообщили, что дом включили в программу РЗТ ещё в 2008 году, поэтому скоро он может быть снесён. Однако сами местные уверены, что городские власти сделали это ошибке. «Сталинка» на 32 квартиры была построена ещё в 1948 году, в 1994-м в ней прошла полная реконструкция. Здание, считают квартиранты, в отличном состоянии.
В попытках сохранить «сталинку» жители уже во второй раз дошли до Третьего кассационного суда — однако и здесь дом вновь приговорили к сносу.