Репортажи

Вместо парковок — ларьки, вместо зелёных зон — грязь и ямы: как жители Парголово пытаются спасти свои дома от застройщика

Вместо парковок — ларьки, вместо зелёных зон — грязь и ямы: как жители Парголово пытаются спасти свои дома от застройщика

Фото: Павел Даиси / MR7

Посёлок Парголово местные давно называют «Ларьково» — продуктовых ларьков там становится больше, а свободных придомовых зон — меньше. Новый микрорайон возле Северного кладбища напоминает Петербург 1990-х, заставленный киосками. Вот только если в центре города мини-магазины уже ушли в историю, то на окраине Выборгского района их становится только больше. О том, почему жители Парголово недовольны «благоустройством» от застройщика, в материале MR7.

Каждому по участку земли

Мадина переехала в Парголово из Сестрорецка в 2021 году. По её словам, продуктовые ларьки возле высоток в тот год уже стояли. Их количество было некритичным, поэтому причин для волнения, как казалось тогда, ещё не было. Но через год они появились, когда одну из парковок возле дома полностью заняли ларьками.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Первые дома в ЖК «Парголово» (более 1300 квартир) были сданы строительной компанией «Дальпитерстрой» в 2009 году. Согласно первому генплану застройки комплекса территория под окнами многоэтажек возле Тихоокеанской улицы предназначались для парковок, детских площадок и зелени, считалась придомовой территорией. Но уже в 2011-м «треугольнички» земли стали отдельными участками (в них также входит часть проезжей дороги) со своими кадастровыми номерами. У каждого участка появился свой собственник.

В комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) в прошлом году жителям объяснили, что первый генплан 2009 года был объёмно-планировочным решением, а не проектом планировки территории, поэтому назначение земель со временем могло измениться.

Проблему с недостатком парковочным мест, по словам жителей, в районной администрации решить не смогли — там предложили пользоваться единственным платными подземным паркингом в округе. Однако такой вариант многих не устроил.

На некогда бесплатных парковках новые хозяева поставили шлагбаум и потребовали плату. Но люди всё равно продолжали парковать там машины как раньше, а утром обнаруживали спущенные колёса. Дело даже дошло до того, рассказали жители, что один из соседей вышел с ружьём и потребовал у нового собственника участка не портить их парковку.

Тем временем

В 2009 году в новостройки заселялись люди, которые работали в совхозе «Пригородный», где занимались мясо-молочным животноводством и овощеводством. Его работники, в большинстве случаев ветераны Великой Отечественной войны и блокадники, получали новые квартиры в новостройках, переезжая из старых пятиэтажек 1930-х лет постройки.

В 2015 году в честь 70-летия со дня победы в Великой Отечественной войне в новых домах также давали квартиры ветеранам.

Планов у владельца территории — много, терпения у жителей — мало

Анна переехала с семьёй в квартиру в новостройке сразу после того, как застройщик сдал первые дома — в 2009-м.

Местные жительницы Мадина, Александра, Анна и Наталья. Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Местные жительницы Мадина, Александра, Анна и Наталья. Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Анна помнит, каким опрятным район был раньше. В 2009 году один из «треугольников» земли, где сейчас продают рыбу, мясо и овощи, был засажен цветами, а рядом росли берёзы. На месте, где сейчас стоит биотуалет продавцов, раньше был фонтан.

Отходы продавцы сливают прямо на дорогу. Фото: предоставлено жильцами

Отходы продавцы сливают прямо на дорогу. Фото: предоставлено жильцами

Владельцем одного из участка у дома №5 стала компания «Vestr», которая занимается сдачей торговых площадей в аренду. Сейчас на нём десяток ларьков возле конечной автобусной остановки на Тихоокеанской улице. Учредителем компании является Виктор Саукин. В этом году он приобрёл ещё одну часть территории от застройщика.

По рассказам жителей, владелец раньше постоянно сдавал часть территории в аренду — если появлялись не ларьки, то шиномонтажки. И своих планов компания от жителей не скрывает, а наоборот — пытается подружиться, даже устраивала в районе праздник на 9 мая, устанавливала батут для детей.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

В прошлом году пообещали обустроить автобусную остановку (территория, где она находится, также в собственности «Vestr»), а взамен попросили «закрыть глаза» на появление очередных ларьков, рассказали жители.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

При этом жители уверяют, что в этих ларьках царит полная антисанитария — возле биотуалета продают мясо и рыбу, отходы сливают в канализационный люк возле дороги, из-за чего на улице частенько стоит неприятный запах.

— Конечно, вид квартала из-за ларьков не очень красивый. Сразу создаётся ощущение какой-то деревни, — считает Мадина.

То ли ларёк, то ли двухэтажный торговый комплекс

Следующий «треугольник» возле дома №107, корпус 4 (всего придомовых участков возле Тихоокеанской улицы четыре) принадлежит уже другому владельцу, который два года назад начал строительство нового ларька, который, скорее, со стороны напоминает целый торговый комплекс. КГА подтвердил жителям, что проект был согласован с комитетом, но как нестационарный торговый объект, который можно разобрать и перенести при необходимости в другое место. Однако бетонный фундамент говорит совершенно об обратном.

— Нам талдычат уже два года: «Это же ларёк, чего вы переживаете? Никто ничего не нарушил», — рассказывает Мадина.

Фото: Павел Даиси / MR7

«Ларёк» находится на расстоянии восьми метров от жилого дома. Дорога, которая предназначена для проезда аварийных служб в случае ЧП, перекрыта из-за постройки.

На «Авито» жители нашли объявления с предложениями аренды «треугольничков» на Тихоокеанской, своих бывших парковок, где указывалось, что «нa участке ecть одно обременение в виде зоны прохода/проезда, которую можно снять в связи с возможностью организации проезда с другой стороны». Однако людей такой вариант не устраивает — им не нужны перекрытые дороги.

По Генплану застройки ЖК 2012 года на месте новостроя должна быть зелёная зона, но сейчас согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости участок уже может использоваться для строительства магазина.

В июле 2023 года следственный комитет завёл уголовное дело по статье 293 УК РФ «Халатность». В сентябре того же года председатель СК Александр Бастрыкин потребовал доклад по уголовному делу «в связи с обращением о нарушении прав жильцов ЖК «Парголово», потому что »земли, предназначенные для автомобильных парковок, детских площадок и парковочных зон, переданы недобросовестному застройщику — ООО СК «Дальпитерстрой»”.

В мае 2023 года комитет по контролю за имуществом Смольного подал исковое заявление в суд на индивидуального предпринимателя Гарника Ераносяна, владельца «ларька», потому что «осуществляется строительство двухэтажного сооружения, обладающего признаками капитальности». В декабре того же года в иске отказали, однако комитет подал апелляцию. Следующее заседание назначено на 22 августа.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Жители уверены, что в итоге постройку узаконят. По их словам, продавцы в ларьках сейчас собирают подписи тех, кого строительство магазина устраивает, чтобы предоставить это в суде в качестве доказательства, что жители не жалуются.

Реконструкция улицы в ближайшее время не ожидается

Ещё два участка возле Тихоокеанской улицы, опасаются жители, также могут застроить. На участке, где сейчас находится парковка, планируется возведение четырёхэтажного здания. Проект в КГА был утверждён в 2022 году. Сроки начала строительства неизвестны.

В доме, возле которого может появится здание, живёт Наталья. Окна её квартиры будут выходить на строение, что не очень её радует.

Не радуют людей и ямы на дороге, и то, что на проезжей части даже у школы почти стёрлась разметка пешеходного перехода, а рядом не висят знаки «осторожно дети».

Фото: Павел Даиси / MR7

Все эти проблемы можно было бы решить, если бы власти занялись Тихоокеанской улицей, но… вся она до сих пор не передана на баланс города.

Как объяснили MR7 в районной администрации «застройщик построил Тихоокеанскую улицу, но не передал её в собственность казны, поэтому она не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Петербурга».

Жители ходили в администрацию Выборгского района и общались с заместителем главы Антоном Полянским по этому поводу.

— Участки вдоль дороги можно использовать, чтобы осуществить реконструкцию Тихоокеанской улицы. Её не вносят в реестр улиц городского значения, потому что она не соответствует техническим требованиям. Мы предлагали властям сделать проектную документацию, чтобы посмотреть какой улица должна быть, чтобы её взяли на баланс. У комитета имущественных отношений есть право изъять земельные участки для государственных нужд, пока на них ничего не построено, чтобы реконструировать улицу, — считает Наталья.

В районной администрации возможность сделать придомовую территорию возле Тихоокеанской улицы государственной прокомментировали так: «выкуп объектов недвижимости в собственность города возможен лишь в том случае, если этот объект относится к объектам социальной инфраструктуры. Пустой земельный участок к таковым не относится».

Застройщик «Дальпитерстрой» MR7 не ответил, почему у Тихоокеанской улицы появилось несколько владельцев и почему её не передают на баланс городу.

Фото: предоставлено жителями

Фото: предоставлено жителями 

Фото: предоставлено жителями

Фото: предоставлено жителями 

Местные жители жалуются, что зимой Тихоокеанскую улицу не чистят. По её словам, из-за наледи автобусы отказываются доезжать до конечной остановки и останавливаются за 200 метров от неё перед началом улицы. Пассажирам, в том числе мамам с колясками и пенсионерам, приходится добираться до дома по гололёду.

Глава районной администрации Виктор Полунин в официальных ответах обещал жителям, что будет проведена реконструкция дороги, но когда именно, не уточнил.

«Если не нравится, переезжайте»

— В районе проводят совещания по нашему вопросу, слушают нас всех, кивают головой, говорят, что они нас очень понимают, но когда начинаешь требовать что-то сделать, в ответ тишина. При Валентине Матвиенко (была губернатором Петербурга с 2003 по 2011 годы — прим.) в районе был порядок, а сейчас нет, — считает Наталья.

Она также рассказала, что Виктор Полунин уже приезжал в жилой комплекс в этом году и заявил, что во всём разберётся.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Инициативная группа собрала больше тысячи подписей жителей против застройки парковок, ездила с ними в Москву в приёмную президента, но там парголовцев переправили обратно в администрацию Выборгского района. Писали также и губернатору Петербурга Александру Беглову, однако ответа не получили.

— Власти не хотят решать наши проблемы. Они нас спрашивают, зачем мы вообще сюда переезжали. Если не нравится, покупайте квартиру в другом месте. Такое ощущение, что администрация сама не знает, как решить эту проблему, — пересказывала разговор с местными властями Мадина.

Стало лучше, но не значительно

Всё же жители отмечают, что бесконечные обращения в администрацию и жалобы немного повлияли на ситуацию — многие ларьки в прошлом году, наконец, убрали. Появился полицейский участок, которого раньше в окрестностях многоэтажек не было. Пустили ещё один рейсовый автобус к их ЖК.

Но всё равно в районе не хватает социальных объектов — отделений МФЦ, почт и банков. В сентябре прошлого года открылась новая школа, но не достаточно мест в ближайших детских садах — Мадина не смогла устроить своих детей туда. Хотелось бы увидеть местным жителям в районе и досуговые центры для молодёжи, которая, по их словам, не может найти себе интересные дела. Их смущает также и обилие магазинов с алкогольной продукцией в районе.

Фото: Павел Даиси / MR7

В разговоре одна из жительниц, смеясь, посоветовала не покупать квартиру в Парголово. Но всё же многим, несмотря на проблемы с парковками, ларьками и инфраструктурой, район нравится, поэтому они планируют не съезжать, а бороться.

share
print