Иллюстрация: Первый проектный институт
Появились рендеры облика терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в Петербурге. Проектными кадрами поделился «Первый проектный институт».
В объем терминала ВСМ планируется включить исторические здания складов Кокоревых, которые расположены в границах зоны застройки. Место выбрано для разгрузки подходов к Московскому вокзалу, существующих на данный момент только со стороны площади Восстания.
Проект предусматривает сохранение исторических складов с устройством привокзальной площади и улично-дорожной сети на территории бывшей конфетной фабрики «Блигкен и Робинсон».
Иллюстрация: Первый проектный институт
Терминал будет обслуживать пассажиров дальнего сообщения, поэтому в проекте предусмотрена связь с Дальним (восточным), Пригородным (западным) дворами Московского вокзала и с двусветным залом Московского вокзала.
Иллюстрация: Первый проектный институт
К терминалу планируется организовать подъезд с трех сторон. Первый — с Лиговского проспекта по вновь образуемому внутриквартальному проезду вдоль исторического корпуса складов Кокорева (Лиговский проспект, 50, литера Р), второй — с Военной улицы, а третий — с улицы Черняховского.
Как рассказал на Градсовете главный архитектор «Первого проектного института» Константин Трофимов, проект предусматривает перевод пригородных поездов на транспортно-пересадочный узел Волковская.
Кроме того, вокзал ВСМ планируют интегрировать с будущей станцией метро «Лиговский проспект — 2».
Схема проекта: Первый проектный институт
Заказчиком проекта выступает ОАО «РЖД», генподрядчиком выступает АО «Ленгипротранс», проектной организацией — ООО «Первый проектный институт». Сегодня Градсовет Петербург рассматривал облик будущего терминала.
Глава Центра транспортного планирования Петербурга Рубен Тертерян, рецензировавший проект, отметил, что в целом со стороны транспортного блока претензий к нему нет, он жизнеспособен и может быть принят для дальнейшей реализации.
Член Градсовета Феликс Буянов предложил создать многоуровневый гараж на восточной стороне вокзала. В целом он также отметил, что работа выполнена на хорошем уровне, решения «приемлемые», и предложил согласовать проект, дав авторам доработать его с учётом отдельных замечаний и предложений.
Говоря о переводе пригородных поездов на Волковскую, главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов отметил, что сейчас на этой железнодорожной станции обслуживают только грузовые поезда, но грузовую функции уберут за черту города и там будут обслуживать пассажиров.
От членов Градсовета также поступило замечание по поводу загруженности парковок у будущего терминала ВСМ — они напомнили как «антипример» про ситуацию с машинами у аэропорта Пулково, где не хватает перронов. В итоге было озвучено предложение, чтобы один из перронов, со стороны Лиговского проспекта, работал как на высадку, так и на посадку.
Протяженность высокоскоростной магистрали составит 679 километров, а время в пути между Петербургом и Москвой сократится с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут. Запуск первой ВСМ запланирован до 2030 года.
Концессионное соглашение на строительство ВСМ было подписано 8 июля 2024 года. Хотя президент России Владимир Путин поручил подготовить его ещё в апреле.
Планы по ВСМ вызвали серьёзное беспокойство у градозащитников. Так, ради строительства магистрали планируют снести часть ансамбля Фарфоровского поста. В ноябре 2023 года жители квартала обратились к Путину с просьбой сохранить их дома от сноса. В июне этого года Госэкспертиза признала ценность зданий Фарфоровского поста — теперь принять решение о включении зданий в реестр объектов культурного наследия должен КГИОП.
Также для реализации проекта ВСМ планируют снести Обуховский путепровод.