Только горожане начали привыкать к новостям о том, что где-то сгорел очередной лазурный автобус, как у петербургского транспорта появились ещё не один, а целых два ньюс-мейкера — так называемые ретротрамваи «Довлатов» и «Достоевский». С начала года (и начала эксплуатации) с их участием произошло уже несколько ДТП. И вроде на дорогах может случиться всякое, но когда в происшествия регулярно попадает совершенно новый трамвай, то начинают возникать вопросы. MR7 решил разобраться, что за достоевщина происходит с одними из самых дорогих трамваев в России и что в них такого особенного.
Дорожные сводки
Если вспомнить, что происходило с «Довлатовым» и «Достоевским» в последние месяцы, то хронология получается следующая.
Первое и самое серьезное ДТП произошло 12 апреля, когда проходящий обкатку «Довлатов» на пересечении улицы Одоевского и Наличной у метро «Приморская» въехал на переходе в группу пешеходов. Тогда трое из них оказались в больнице. Впоследствии одна из пострадавших скончалась. По предварительной версии, причиной трагедии стали проблемы с тормозной системой, но окончательные итоги расследования все ещё не подведены.
Менее чем через месяц, 7 мая, у станции метро «Горьковская» “Довлатов” сломался, прогнувшись в месте соединения двух секций, прямо как икарус-гармошка в былые годы.
17 мая трамвай этой же модели сошёл с рельсов на улице Чапаева у трамвайного парка № 3, а 4 июля беда настигла уже «Достоевский», который на улице Куйбышева также не удержался в колее. Как сообщили в пресс-службе «Горэлектротранса» в первом случае причиной схода стал человеческий фактор, а во втором из рельсового полотна трамвайных путей выскочил кусок уплотнительной резины, что и вызвало сход средней тележки вагона. Правда последний дефект не помешал остальным трамваям в тот день.
Не успевший затормозить перед пешеходным переходом у «Приморской» «Довлатов». Фото: Павел Даиси / MR7
Уральское ретро для Петербурга
Двухсекционный трамвай 71-421Р «Довлатов» и трехсекционный 71-431Р «Достоевский» появились в нашем городе в конце прошлого года. Первым 18 октября на маршрут вышел «Достоевский», а 26 декабря к нему присоединился «Довлатов». Одним из пассажиров первого рейса «Достоевского» даже стал правнук великого писателя, долгие годы проработавший вагоновожатым.
За исторический образец при создании новых вагонов разработчики приняли ленинградский трамвай ЛМ-57 (выпускался на ленинградском заводе с 1957 по 1968 годы), который в годы эксплуатации окрестили «Стилягой».
Правда, «ретро» современный трамвай лишь снаружи, а внутри — вполне себе наш современник: обе модели низкопольные, и в салонах каждой установлены интерактивные экраны «Белые ночи», на которых отображается информация о достопримечательностях, проплывающих за окном. Кроме того, это единственные в Петербурге низкопольные трамваи, способные вписываться в кривые малого радиуса, характерные для трамвайного парка № 3 и исторического центра города.
Изготовителем ретротрамваев стал завод «Уралтрансмаш». В соответствии с договоренностями он должен поставить в Петербург 76 трамваев: 42 вагона модели «Достоевский» и 34 — модели «Довлатов». Часть из них уже поступили в наш город, а часть ещё собирают в Екатеринбурге.
По данным с сайта госзакупок, 54 вагона город взял в лизинг у «Сбербанка», а ещё 22 ГУП «Горэлектротранс» приобрёл самостоятельно. Но ретротрамваи обошлись городу недёшево: по первому контракту стоимость одного «Довлатова» составила 208 миллионов рублей, а «Достоевского» — 246 миллионов. И это пока рекорд, если сравнивать со стоимостью трамваев, сведения о которых MR7 нашёл в открытом доступе. Правда, вагоны, приобретенные напрямую, а не в лизинг, вышли несколько дешевле — один двухсекционный «Довлатов» достался «Горэлектротрансу» примерно за 144 миллиона. Для сравнения стоимость одного трехсекционного трамвай «Невский», который знаком многим как челнок-шаттл, перевозивший петербуржцев от закрытой станции «Ладожская» к «Новочеркасской», составила 155 миллионов рублей.
Инфографика: Павел Даиси / MR7
От «айфона» до «стиляги»
Сегодня основные производители трамваев в России — это «ПК Транспортные системы», чьи производственные площадки расположены в Петербурге, Энгельсе и Твери, и «Усть-Катавский вагоностроительный завод» из Челябинской области. Первый производит трамваи «Витязь-М», «Богатырь-М» и уже упомянутый «Невский». Немало на городских маршрутах работает и вагонов ныне закрытого «Петербургского трамвайно-механического завода». Но при всей трамвайной эклектике Петербурга (а в парке «Горэлектротранса» — порядка 30 различных моделей трамваев) «Уралтрансмаш» — производитель для города малознакомый: до недавнего времени по петербургским улицам ходил единственный трамвай, собранный на екатеринбургском заводе, — модели 71-407-01.
Трамвай 71-407-01 в новогоднем оформлении (слева). Фото: Олег Золото / MR7
Его можно встретить на маршрутах, обслуживаемых трамвайным парком № 5 на северо-востоке города. Последние несколько лет 407-й неизменно помогал создавать праздничное настроение в канун зимних праздников, выходя на маршрут в новогоднем убранстве.
Но наверняка кто-то вспомнит 2014 год, когда «Уралтрансмаш» на выставке «Иннопром» представил «Айфон на колесах» — так тогда многие окрестили модель трамвая R1, выполненную в футуристическом стиле. Впрочем, дальше выставочного образца производство «любимого трамвая Дмитрия Медведева», как его называли некоторые журналисты, не ушло, и единственный экземпляр был передан на хранение в Музей транспорта Москвы.
Почему же в качестве изготовителя был выбран именно «Уралтрансмаш»? Видимо, ознакомившись с техническим заданием, по которому будущий ретротрамвай должен был быть не только низкопольным, но и готовым маневрировать в стеснённых условиях трамвайного парка № 3, остальные участники рынка даже не стали заявляться на дистанцию: на конкурс была подана лишь одна заявка — от «Уралтрансмаша». Это предприятие к тому моменту уже имело опыт производства не только «трамваев будущего», но и «прошлого» — в 2021 году власти Нижнего Новгорода закупили у «Уралтрансмаша» 11 вагонов модели 71-415Р в ретро-стилистике, потратив на это 946 миллионов рублей. Правда, как писало нижегородское издание NN.ru, к осени 2023-го в исправном состоянии осталось только два, а остальные были отправлены на гарантийный ремонт.
Трамваи «Витязь-М». Фото: Олег Золото / MR7
Искусственный интеллект и четырехметровая палка
Чтобы понять, с какими сложностями сталкиваются водители ретротрамваев в Петербурге, MR7 на условиях анонимности поговорил с несколькими сотрудниками «Горэлектротранса». Среди проблем, которые они озвучили, были, например, претензии к качеству сборки и компоновке оборудования.
Один из собеседников рассказал, что при попытке закрыть или открыть заслонку кондиционера в салоне гофрированный воздуховод последнего механически воздействует на автоматы защиты системы видеонаблюдения и вырубает их, поэтому при работе с заслонкой нужно быть предельно аккуратным. А при эксплуатации зимой наледь с крыши трамвая приходится сбивать обыкновенной четырехметровой палкой. К работе системы искусственного интеллекта, которой оснащены новые трамваи, у водителей тоже были претензии.
Система активной помощи водителю Cognitive Tram Pilot — разработка компании российской Cognitive Pilot. Как следует из описания, система ИИ с помощью видеокамеры и радара-детектора анализирует обстановку на путях и при обнаружении препятствия, на которое не реагирует водитель, останавливает вагон. Это должно предотвратить наезд на человека или транспортное средство. Кроме того, она следит за соблюдением скоростного режима и не позволяет водителю превысить допустимую скорость, особенно в кривых участках пути, и тем самым не допустить сход. Всё это дополнено системой контроля бодрствования, которая остановит вагон, если водитель заснул или ему стало плохо.
Многие годы компания в основном занималась системами автоматического управления сельхозтехникой и, как свидетельствуют награды, представленные на официальном сайте, вполне в этом преуспела. В сфере же городского транспорта петербургский трамвай стал для Cognitive Pilot пилотным проектом.
Системой активной помощи водителю «Горэлектротранс» начал оснащать все поступающие в город вагоны в 2022 году. Почему в качестве города для внедрения первой в России системы ИИ на городском рельсовом транспорте был выбран именно Петербург, где трамвай обычно движется в общем потоке, а не Москва, где для него часто предусмотрены выделенные и недоступные для другого транспорта полосы, в компании не ответили.
Но на сегодняшний день Cognitive Tram Pilot установлена не только на «Довлатове» и «Достоевском», но и на других трамваях. Всего, по сообщениям «Горэлектротранса», в городе уже больше 200 «умных» вагонов.
Со стороны руководства «Горэлектротранса» об эффективности применения ИИ говорят цифры. Так, как следует из недавно опубликованного релиза на официальном сайте предприятия, за 2023 год статистика следующая:
- сходов с рельсов — 0 случаев с включенной системой, 12 с трамваями, не оборудованными интеллектуальной системой;
- падение пассажиров в салоне — 1 случай при включённой системе, 68 с трамваями без интеллектуальной системы;
- наезды на пешеходов — при включённой системе не зафиксировано (по информации «Горэлектротранса», в момент наезда «Довлатова» на пешеходов у станции метро «Приморская» 12 апреля система активной помощи была отключена). Официальной информации о наездах на пешеходов трамваями без интеллектуальной системы не приводится, однако в 2023 году СМИ сообщали минимум о четырёх наездах трамваев на пешеходов. Были ли эти трамваи оснащены системой ИИ, неизвестно.
Но оптимизм вокруг Cognitive Tram Pilot разделяют не все. Со слов работников ГЭТ, опрошенных MR7, система иногда всё же допускает ошибки при взаимодействии со светофорами: например, не умеет поворачивать «на стрелку» и может резко затормозить, увидев красный. И если все трамваи «Довлатов» оснащены системой активной помощи, то не понятно, что за «человеческий фактор», по версии «Горэлектротранса», мог привести к сходу трамвая с рельсов на практически ровном участке пути на тихой и незагруженной улице Чапаева 17 мая. Была ли система включена, и если да, то почему не подстраховала водителя?
MR7 направил запрос в Cognitive Pilot, чтобы узнать, как в целом система адаптируется к плотной городской застройке и дорожному трафику, а также как она защищена от опасных отказов — не перепутает ли, например, красный сигнал светофора с зелёным. Но производитель решил, что тот, кто её использует, осведомлен об этом лучше — в телефонном разговоре с корреспондентом издания вице-президент Cognitive Pilot Николай Никольский посоветовал задать эти вопросы непосредственно «Горэлектротрансу».
Является ли происходящее с ретротрамваями «детскими болезнями», или проблема глубже — станет ясно позднее, а тем временем очередной сошедший с конвейера «Достоевский» перед отправкой в наш город несколько дней в июле проходил обкатку на улицах Екатеринбурга. Была ли это попытка производителя заранее выявить и устранить возможные недочеты или просто PR-акция в ходе проходившей в эти дни выставки «Иннопром», неизвестно. Но на тестовые рейсы «Достоевского» давно привыкшие к чехословацким татрам екатеринбуржцы записывались заранее. Кстати, возможно, этот вагон станет одним из последних, собранных на Урале, — загруженный оборонными заказами завод планирует передать сборку оставшихся на площадку «Кировского завода», и трамвай окончательно получит петербургскую прописку.