Группа исследователей — аналитиков, историков, урбанистов — разработала концепцию изменения Невского проспекта. Главную магистраль города предлагают сделать удобной и приятной для петербуржцев. Для этого проанализировали, какие есть проблемы, и изучили, как их можно было бы решить. Уклон делали в сторону удобства пешеходов — ведь все участники дорожного движения могут стать пешеходами на Невском.
Пешеходам не хватает места на тротуарах Невского. Фото: Павел Даиси / MR7
Исторический аспект:
Невский проспект — одна из первых трасс города. Но он не памятник сам себе. За время своего существования проспект уже не раз менял свой облик — на нём то появлялись, то исчезали деревья, был период, когда по нему ходили конки, а затем трамваи. Менялось покрытие, причём в разных местах и в разные периоды оно было разным: использовалось и булыжное мощение, и торцевые деревянные шашки, и асфальт, и гранитные плиты. Невский можно и нужно менять дальше, считают авторы концепции преображения проспекта.
Что не так:
- Тротуары неудобны для пешеходов: местами они слишком узкие (например, на участке между Большой Морской улицей и набережной Мойки), не везде обеспечена «безбарьерная среда» для маломобильных людей.
- Система переходов неудобна для пешеходов: местами их просто нет (например, у пересечения с набережными Мойки, Казанской и Пушкинской улицами), где-то они только подземные (у Садовой и Михайловской улиц). Подземные переходы безопаснее, но ими трудно пользоваться пожилым людям, тем, кто идёт с детскими колясками, или людям на инвалидных колясках. Во многих городах подземные пешеходы уже начали дублировать наземными.
- Остановки «попутного» общественного транспорта разделены по маршрутам (по направлениям движения, например, в стороны Васильевского острова, в сторону площади Труда и т.п.) и расположены далеко друг от друга.
- Для личного транспорта Невский также неудобен, так как и в часы пик, и в ближайшее к ним время почти всегда стоит в пробках. В них же оказывается и общественный транспорт — автобусы и троллейбусы, так как выделенная для них полоса то и дело прерывается.
- На Невском регулярно происходят серьёзные ДТП с пострадавшими и погибшими.
- Шумовое загрязнение от обилия транспорта.
- Световое загрязнение от рекламы.
Опрос, в котором приняло участие около 250 человек, показал, что респонденты не считают Невский безопасным и удобным. Многие горожане бывают на нём только по необходимости, но не приходят сюда гулять.
«Заборизация» — постоянная и временная — ещё одна проблема Невского. Фото: Павел Даиси / MR7
Как предлагают изменить:
- Высадить деревья вдоль проспекта, по обеим сторонам тротуаров, а также внутри дворов.
- Вернуть трамвайное движение на проспект: в идеале на протяжении всего Невского, но как очевидный первый шаг — вернуть на площадь Восстания и от неё до Литейного проспекта или Садовой улицы (к действующим трамвайным линиям). При этом оставить правые полосы для автобусов и троллейбусов (совмещать выделенки — трамвайную и автобусно-троллейбусную — разработчики концепции считают нерациональным).
- Дополнить дорожную сеть отдельной выделенной полосой для велосипедов и самокатов.
Визуализация возможного изменения Невского проспекта: с трамваями…
- Изменить расположение остановок общественного транспорта — сместить и объединить некоторые.
- Доработать и контролировать исполнение системы размещения рекламных вывесок: ограничить яркость светящихся вывесок, использовать отраженный свет и матовые рассеиватели, регламентировать места размещения вывесок, а также скорость изменения цветов, надписей, изображений.
Расчёты пропускной способности Невского проспекта, по данным составителей концепции изменения. Инфографика: MR7
По мнению авторов концепции, предложенные ими изменения вполне реализуемы, финансовые затраты могут составить около 8 миллиардов рублей (это около 2,5% от суммы, которую в Петербурге планируют потратить в 2024 году на развитие транспортной инфраструктуры города — 300 миллиардов).
Создатели концепции преображения Невского сейчас собирают подписи в её поддержку. Через месяц с ними предложения направят в Смольный.