Новости

Учиться созерцать и останавливать время зовут на «Левашовский хлебозавод»

«Шкатулка». 2017–2018. ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Шкатулка». 2017–2018. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Столичный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно со школой Masters и культурным центром «Левашовский хлебозавод» с 8 июля представляют выставку «Пространство времени», в которой намерены исследовать феномен времени в искусстве новых медиа. В экспозиции представят произведения Александры Митлянской, Гарри Хилла, Таус Махачевой, Марианне Хеске и Александры Дементьевой из коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея.

Организаторы выставки исходят из того, что до эпохи модерна все культуры имели особое «сословие», основной функцией представителей которого было созерцание, — шаманы, монахи, религиозные проповедники, философы. Но сегодня у нас больше нет времени на созерцание, сегодня постоянно нужно что-то делать, всё успевать, ничего не пропускать. Современному человеку требуется усилие, чтобы зафиксировать свой взгляд и погрузиться в исследование заинтересовавшей его темы.

Открывающаяся выставка призвана стать тренировкой созерцания. Экспозиция раскрывается перед зрителем, словно шкатулка, и предлагает задержаться возле каждого экспоната, вдумчиво его рассмотреть. Произведения медиаискусства, представленные на выставке, предлагают посетителю замедлиться.

Так, Александра Митлянская в видеоинсталляции «Шкатулка» погружает зрителя в медитативный транс, фиксирует в своём творческом мире, где время измеряется движением рук героини на экране. Это мать художницы, она медленно и обстоятельно перебирает украшения. Зритель не увидит мимику женщины, но может попробовать разгадать её эмоции через движения кистей рук.

Site Recite (Пролог). 1989. Гари Хилл. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Site Recite (Пролог). 1989. Гари Хилл. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Видео Гари Хилла «Site Recite (пролог)» (1989) изобилует деталями, которые нужно исследовать и подмечать при каждом новом просмотре. Зритель видит сначала что-то похожее на туманный пейзаж, но, приглядевшись, начинает различать, что он складывается из странных предметов коллекционирования: кусочков коры, фрагментов костей, ракушек, осколков камней, засушенных насекомых, ореховых скорлупок, смятых обрывков бумаги…

Ковер. 2006. Таус Махачева. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Ковер. 2006. Таус Махачева. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Одна из ранних работ Таус Махачевой «Ковер» (2006) показывает художницу, которая раз за разом заворачивается в традиционный дагестанский ковер — килим — и разворачивается из него. Простое в исполнении видео скрывает двойственность смысла: с одной стороны, ковер, являясь объектом народного ремесла, подчеркивает связь художницы с ее корнями, с другой — повторяющееся освобождение из него может говорить о стремлении вырваться из оков традиции и разорвать связь с прошлым. При этом на протяжении всего видео художница не покидает пределов ковра, узоры которого — отдельный повод задержаться у экрана.

Пейзажи Марианне Хеске, словно калейдоскоп, то распадаются на фрагменты, то складываются в единый образ, в зависимости от взгляда смотрящего. В видеоживописи «Волшебная гора» (1985–2017) художница приглашает всмотреться в окружающую природу. Через непривычную цветовую композицию и смену кадра Хеске захватывает внимание, позволяя наблюдательному зрителю собрать целостный ландшафт по кусочкам, словно пазл.

Невыносимая легкость. 2009. Александра Дементьева. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Невыносимая легкость. 2009. Александра Дементьева. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В интерактивной инсталляции Александры Дементьевой «Невыносимая легкость» (2009) зритель сможет сам «запустить» время в кадре, и оно буквально станет главным проводником по смыслам произведения. Фрагменты цветных стекол, из которых «соткано» полотно витража, складываются в цельное повествование, а цвет и свет превращают восприятие религиозных сюжетов в сложный акт созерцания.

Выставку будет сопровождать публичная программа, подготовленная Северо-Западным филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина и школой Masters: арт-медиации, лекции, экскурсии.

Где: «Левашовский хлебозовд», Барочная улица, 4а, строение 1

Когда: до 4 августа

share
print