Последние дни в Петербурге работает проект «КниГАВ — дети читают собаке». Фонд президентских грантов не счёл нужным его поддержать, и организаторы вынуждены закрыть уроки чтения в библиотеках города. Но ещё надеются, что всё получится возродить — собаки не останутся без сказок, а дети — без занятий. MR7 побывал на одном из последних уроков в этом сезоне.
Фото: Александра Делимова
Ничего волшебного, просто спокойно, тепло и пушисто
Проект «КниГАВ — дети читают собаке» появился в 2014 году на базе детской библиотеки № 7 Выборгского района. Его открыла благотворительная организация «Собаки для жизни». И это уже было удивительно — собак пускали в книжные «святая святых» — в читальные залы. В 2024-м занятия проводились в 13 библиотеках города.
Суть затеи проста: маленькие дети — дошколята или ученики начальной школы — читают книги псам, которые самым внимательным образом слушают. Это помогает улучшить навык чтения у ребёнка и способствует налаживанию социальной коммуникации.
— Конечно, здесь нет ничего волшебного, — объясняет организатор уроков, преподаватель и психолог проекта Елена Северова, —
Тут важно физическое взаимодействие, а собака — тёплая и пушистая. Визуально также становится радостнее, нам собаки кажутся милыми.
Эмоционально с ними нам становится спокойнее. Собака сближает, контакт происходит моментально, когда есть оптимистичный персонаж, — это всех расслабляет и забавляет.
Слушателями становятся спокойные, ориентированные на людей собаки. В проекте участвуют питбуль Мирра, гриффон Яра, метисы Чарли и Чита, брабансон Фиона, той-фокстерьер Плюша. Это питомцы членов благотворительной организации. Чтобы стать внимательными слушателями, собаки проходят подготовку с кинологом.
Фото: Александра Делимова
Это счастливый ребёнок
На днях одно из таких чтений состоялось в детской библиотеке имени В.Г. Короленко на Бухарестской.
Урок начинается в 14:00. В это время в библиотеке проходят и другие занятия. Для чтения книг с собаками выделяют отдельное помещение.
Сегодня слушать сказки пришёл чёрный лабрадор Геральд. В августе ему исполнится три года.
Каждый раз перед чтениями Елена и Геральд выходят поприветствовать ребёнка ещё в вестибюле библиотеки и забрать его на занятие. В проекте есть правило, которого строго придерживаются: родитель не должен присутствовать во время занятий в помещении. Это делается для того, чтобы ребёнок смог расслабиться, ведь в основном мамы или папы начинают поправлять при чтении или помогать выполнять задания.
Занятие длится 30 минут. Не долго, но оно ведь не должно утомлять ребёнка. Из отведенного времени минут 15 занимает чтение и обсуждение прочитанного.
Какую книгу будут читать, выбирает пёс или ребёнок из того, что есть в библиотеке, также дети могут принести свою книгу.
Фото: Александра Делимова
На занятия, за которыми удалось понаблюдать, пришли двое — первым был Федя (ему 10 лет), за ним Аня (8 лет).
Ребята читали Геральду «Барни, белый медвежонок» Ханса де Беери и «Стеснительный пёс Роб и другие истории» Тюлина Козикоглу. Федя читал уверенно, но запинался на сложных словах, когда уставал — разглядывал иллюстрации или гладил пса.
Геральд тем временем сидел рядом и будто следил за сюжетом, если мальчик надолго отвлекался, то пёс склонял голову и пристально смотрел на него.
Аня читала неторопливо и вдумчиво, иногда отвлекаясь на смешные фразы из книги. В этот раз пёс лежал рядом и слушал.
Вторая половина занятия рассчитана на выполнение заданий. Их Елена готовит индивидуально для каждого маленького чтеца. Например, Феде достались ребусы. Выбрать, какой придётся разгадывать, мальчик просит Геральда.
На втором занятии с Еленой, Герольдом и Аней было другое задание — составление слов. Елена раскладывает на стол одну половину слов, а вторую вытягивает Геральд, а Аня должна найти пару половинке, которую вытянули.
Фото: Александра Делимова
Заканчиваются занятия всегда одинаково — выполнением команд. Елена даёт детям карточки с командами для собаки, ребёнок должен их прочитать и сказать, какие команды он давал Геральду, а какие нет. Федя и Аня давно занимаются, поэтому успели задать все команды и у них есть возможность выбрать любую для повтора. Геральд садится, ложится, крутится волчком по команде «кругом».
— После этих занятий ребёнок начинает совсем по-другому относиться к чтению, но и не только к чтению, потому что на этих занятиях есть самые разные познавательные активности, — говорит мама Феди Анна. — Хоть у сына и не было сильных проблем с чтением, я всё равно увидела огромную пользу. Это счастливый ребёнок, более творческий раскрепощенный, с новыми идеями, которые у него рождались во время занятий.
Занятия по чтению с собаками продолжатся в Петербурге до конца июля, а потом… Организаторы надеются, что не конец, а только перерыв и что средства на проведение уроков вновь удастся найти.
Свой путь благотворительная организация «Собаки для жизни» начинала с небольшого круга единомышленников в 2004 году. На тот момент канис-терапия была новым направлением и только набирала популярность. В 2014 году организация стала расширяться и зарегистрировалась официально.
Канис-терапия (от лат. canis — собака) — это метод лечения и реабилитации со специально отобранными и обученными собаками.
У организации было ещё два проекта. Один из них — «Особые собаки для особых людей»: собаки помогали в социализации детей с расстройствами аутического спектра. Сейчас этот проект заморожен, так как для него требуется отдельное пространство и финансирование. Второй проект — школа подготовки собак-помощников и поводырей «Ева». Она закрылась также из-за отсутствия финансирования и юридических сложностей. Она получила своё название по имени первой собаки-поводыря, которую готовили в школе. Она до сих пор живет с Анастасией.