Новости

Последние дни вместе: в Эрмитаже завершается выставка «От готики до Гойи»

Фото: Карина Тихановская

Фото: Карина Тихановская

В Эрмитаже завершается выставка «От готики до Гойи», посвященная развитию испанской живописи. До 7 июля ещё можно успеть посетить экспозицию, отражающую историю не только испанской живописи, но и историю нашей страны.

Выставка объединяет экспонаты из московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и из собственной коллекции испанской живописи Эрмитажа. 22 произведения размещены в Двенадцатиколонном зале Зимнего дворца, а экспозиционное пространство выполнено в виде лабиринта с приглушенным освещением.

Представленные на выставке картины датируются концом XV — началом XIX века, то есть отражают период от развития средневекового искусства до «золотого века» испанской живописи. Здесь можно увидеть работы Франсиско Гойи, Бартоломе Эстебана Мурильо, Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско де Сурбарана, Луиса де Моралеса и Антонио Переда.

Ключевой картиной выставки стало произведение Мурильо «Архангел Рафаил с епископом Домонте», написанное в 1680 году. Оно точно показывает особенности живописной манеры Мурильо: свечение изнутри и передача смысла с помощью цвета.

Но, возможно, интереснее будет увидеть воссоединённые ради этого проекта картинные пары. Когда-то художники создавали их, подразумевая, что полотна будут висеть вместе, дополняя и раскрывая друг друга. Ещё в начале XX века так и было. Но около двухсот лет назад, при создании музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина пары разделили — одни половинки остались в Эрмитаже, другие — отправились в Москву.

Так случилось, например, с двумя полотнами Бартоломе Эстебана Мурильо «Девочка с корзиной фруктов» и «Мальчик с собакой», его же «Бегством в Египет» и «Распятием», двумя натюрмортами Антонио Переда — «Натюрморт с часами» и «Натюрморт с поставцом», а также с портретами Филиппа IV и графа Оливареса в полный рост, написанными Диего Веласкесом.

Рядом с каждым произведением предоставлено описание самой картины и её история. Например, парные работы Мурильо «Девочка с корзиной фруктов» и «Мальчик с собакой» были написаны художником для интерьера дома его друга, торговца шёлком из Антверпена Николаса де Омасура. Позднее, по поручению Екатерины II, Дени Дидро приобрёл их на аукционе в Париже, так они попали в Петербург. Сейчас «Девочка с корзиной фруктов» принадлежит коллекции Пушкинского музея, а «Мальчик с собакой» является собственностью Эрмитажа.

В прошлом году в Москве проходила аналогичная выставка. Сейчас 14 произведений искусства из столицы гостят в Петербурге. А затем их снова разлучат, и неизвестно, когда пары великих испанцев можно будет снова увидеть вместе.

Где: Двенадцатиколонный зал, Эрмитаж.

Когда: до 7 июля

Читайте также

В Эрмитаж вернулась отреставрированная картина «Венера и Амур» Лукаса Кранаха Старшего

В Эрмитаж вернулась отреставрированная картина «Венера и Амур» Лукаса Кранаха Старшего

share
print