Анатолий Маслов во время оглашения приговора. Фото: объединённая пресс-служба судов Петербурга
— Признать виновным и назначить наказание в виде 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима, — огласила 21 мая судья петербургского Горсуда Ирина Фурманова приговор новосибирскому учёному Анатолию Маслову. Главного научного сотрудника Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН осудили по статье о госизмене (275 УК РФ) за, как сообщалось в СМИ, передачу другой стране данных, связанных с гиперзвуком.
Кроме основного наказания, суд также назначил Маслову ограничение свободы на год (ему будет запрещено покидать место жительства и необходимо будет отмечаться в полиции раз в месяц), а также лишение права заниматься деятельностью, связанной с доступом к государственной тайне на два года.
Защита намерена оспорить это решение.
— Считаем приговор незаконным. Сейчас я ознакомлюсь с ним подробнее, скорее всего, он и не обоснованный. Подозреваю, что он состоит из обвинительного заключения и короткого анализа доказательств, сводящегося к тому, что они собраны без нарушений действующего законодательства, — прокомментировала решение суда адвокат Анатолия Маслова Ольга Динзе. — Сам Анатолий Александрович вину не признаёт и настаивает на обжаловании приговора.
По словам адвоката, учёный был в шоке от запрошенного ему обвинением срока — 17 лет колонии строгого режима.
Анатолию Маслову 77 лет. Всю жизнь он посвятил науке. Занимался исследованиями в сфере аэрогазодинамики, до задержания был профессором в двух вузах: Новосибирском государственном университете и Новосибирском государственном техническом университете. За работы в области динамики вязкого газа был награжден первой премией имени академика Петрова, первой премией и золотой медалью имени Жуковского. Под его руководством защищено восемь докторских и 11 кандидатских диссертаций. В университете продолжает работать один из сыновей Анатолия.
— Анатолия Александровича не раз приглашали работать за границей, в том числе в США, в один из топовых вузов. Но Анатолий Александрович всегда отвечал отказом на все подобные предложения. Ему было интересно работать в России. Он очень любит Россию,— говорит о своём подзащитном адвокат. — Он ездил на работу на велосипеде, не получал никаких материальных благ свыше своей зарплаты, которая отнюдь не такая, как у депутатов Госдумы. Он трудился на благо Отечества, имеет множество очень высоких наград, научные степени. И он является специалистом в области турбулентности, но никак не гиперзвука.
Учёного задержали 28 июня 2022 года в Новосибирске, после чего этапировали в СИЗО «Лефортово» в Москве. Делом занимался центральный аппарат ФСБ России. В столичном изоляторе Маслов провёл около девяти месяцев, пока шло следствие. Однако судили физика в Петербурге — «по месту совершения преступления», слушания проходили в Горсуде — по подсудности.
В деле есть ещё одно привлекаемое лицо, пошедшее на соглашение со следствием.
— Анатолий Александрович находится здесь из-за второго лица, который заключал досудебное соглашение, — прокомментировала ситуацию адвокат Ольга Динзе.
Первое судебное заседание в Петербурге состоялось практически ровно год назад — 24 мая 2023-го. На нём избиралась мера пресечения для учёного. Суд оставил его под стражей, где он и оставался всё это время. В Петербурге Анатолий Маслов содержался в СИЗО-3 на Шпалерной.
В феврале адвокат Маслова Ольга Динзе сообщала, что у учёного в СИЗО ухудшилось здоровье, произошёл сердечный приступ.
Все заседания по делу Маслова проходили в режиме максимальной секретности. Слушатели на них не допускались, у дверей зала суда дежурили приставы, а из динамиков раздавался «белый шум».
Как рассказала адвокат Ольга Динзе, на заседания в Петербург в качестве свидетелей приезжали коллеги Анатолия Маслова, давали показания по уголовному делу, а также предоставляли ответы на все адвокатские запросы, предоставляли информацию, которую, однако, суд не стал приобщать к материалам дела.
— Но в любом случае, я считаю, что научное сообщество в меру своих возможностей в данный момент оказало поддержку Анатолию Александровичу. Потому что происходящее касается абсолютно каждого, — добавляет Ольга Динзе. — Насколько мне известно, научные сотрудники стали увольняться из университета после задержаний учёных. Мне также рассказывали, что научным сотрудникам, комментирующим уголовное дело, стали поступать угрозы, в том числе об увольнении и об уголовном преследовании.
Помимо Маслова, по делу о госизмене были задержаны ещё как минимум двое сотрудников Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук: Александр Шиплюк и Валерий Звегинцев.
В мае 2022-го сотрудники института опубликовали открытое письмо к властям России и всем неравнодушным гражданам. Опираясь на данные из открытых источников, коллеги учёных сообщали, что те деяния, которые им вменяются, — это «обязательная составляющая добросовестной и качественной научной деятельности — выступление с докладами на международных семинарах и конференциях, публикация статей в высокорейтинговых журналах, участие в международных научных проектах». В институте были уверены, что в этих материалах не содержалось гостайны, более того, до публикации они неоднократно проверялись экспертной комиссией института.
Ещё одним задержанным по подозрению в том же преступлении был профессор Новосибирского государственного университета Дмитрий Колкер. Его забрали под стражу из больницы 30 июня 2022 года, а 3 июля он умер в СИЗО «Лефортово» от рака.