Истории

«Бег — это мой путь». Как в 85 лет блокадник побеждает в марафонах и участвует в многодневных забегах

«Бег — это мой путь». Как в 85 лет блокадник побеждает в марафонах и участвует в многодневных забегах

Юрий Грачевский. Фото: Павел Даиси / MR7

И молодые, и бывалые петербургские бегуны на длинные дистанции называют Юрия Грачевского уважительно: «Наша легенда». Юрию Михайловичу — 85 лет, блокадник. Он побеждал и занимал призовые места в самых разных легкоатлетических соревнованиях и пробегах (в том числе международных) 173 раза. В коллекции его личных спортивных достижений хранятся 40 кубков плюс медали, грамоты. А начал бегать… в 44 года. Обычно в таком возрасте легкоатлеты вполне обоснованно уходят «на пенсию». Но у Юрия Грачевского время пьедесталов только началось.

Пробежка со стихами

Сейчас Юрий Михайлович готовится к ответственному старту — в июне состоится традиционный сверхмарафон «По святой Руси» вокруг озера Ильмень в Новгородской области. Это будет юбилейный 30-й забег и 26-й для Юрия Грачевского. Участникам предстоит пробежать за три дня 250 километров.

— Как можно пробежать такое расстояние всего за три дня? — не удерживаюсь от вопроса.

— Ту самую выносливость, которая необходима при серьезных состязаниях, вырабатывают, конечно же, каждодневные тренировки. Я живу неподалеку от Шуваловского парка, бегаю там в любую погоду от 5 до 10 километров. А перед большими соревнованиями стараюсь набегать за неделю не меньше 150 километров.

Во время долгих пробежек спортсмен… читает стихи. Говорит, что поэзия его вдохновляет, придаёт силы. Любимый поэт — Сергей Есенин. Почему именно этот представитель Серебряного века ближе всего? Возможно, потому, что отец Грачевского родом из деревни под Тихвином много рассказывал о сельской жизни.

Спортом Юрий Михайлович начал заниматься в юности. В армии увлекался вольной борьбой, позже — лыжами. В начале 1980-х ему предложили прийти в клуб любителей бега. Он пришел и влюбился в бег навсегда! Сначала выступал за ленинградский «Спартак». Позже перешел в «Динамо». И уже не одно десятилетие представляет интересы этого клуба, где собрались люди, преданные беговой дорожке всем сердцем.

Фото: Павел Даиси / MR7

Блокада, эвакуация, детдом

Один из самых любимых пробегов Юрия Грачевского — международный зимний марафон «Дорога жизни». Он проводится с 1970 года и по традиции посвящается освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Маршрут пролегает по легендарной Дороге жизни от западного берега Ладожского озера до мемориала «Цветок жизни».

— Для меня участие в этом марафоне очень важно, — признаётся Юрий Михайлович. — Ведь в июле 1942 года именно по этому озеру нас с мамой Анной Семеновной и старшей сестрой вывезли из осаждённого города. Мне тогда было чуть больше трёх лет. Уже много позже узнал, как опасен был этот путь! Мы могли попасть под авианалёт и погибнуть, как это было с пассажирами многих барж. Но повезло, эвакуировались успешно, попали в Павлодарскую область в Казахстане. Радовались, к сожалению, недолго. В этой части Казахстана началась эпидемия тифа. Мама была детским врачом. Она, конечно, принимала самое активное участие в ликвидации очага инфекции. И не смогла уберечься, заразилась. Организм к тому же был ослаблен после первой блокадной зимы, мама погибла. Мы остались вдвоём с сестрёнкой. Нас взяли к себе родные мамы. Отец Михаил Григорьевич в те дни воевал.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

О том, как семья переживала в Ленинграде почти год блокады, Юрий Грачевский помнит мало. Они жили в доме на улице Черняховского (до 1952 года эта улица носила название Предтеченская). Но Юрию почему-то ярко запомнилось одно: как в храме проходило отпевание первых умерших от голода ленинградцев. Позже покойников уже не отпевали…

Когда вернулись из эвакуации домой, брата и сестру Грачевских взяла к себе тётя.

— Очень ждали, когда вернётся отец, прошедший всю войну, — вспоминает Юрий Михайлович. — А его после Победы направили в Болгарию. Папа смог взять с собой только сестру, я был слишком маленький, а она уже самостоятельная. Мы с тётей остались в Пушкине. После войны там работали сапёры, разминировали местность, но всё равно в земле ещё оставались неразорвавшиеся боеприпасы. Тётя уходила на работу, а я болтался один, она боялась, что нарвусь на снаряд, такие случаи были, и отправила меня в детский дом. Там я жил до 1948 года, пока не вернулись отец с сестрой.

После школы Юрий Грачевский пошёл работать на предприятие «Орбита сервис», оттуда ушёл в армию. Позже поступил в «Бонч» — Ленинградский институт инженеров связи (сегодня это Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича). Получил диплом, вернулся в «Орбиту сервис», где и трудился инженером-радиомехаником, затем бригадиром до выхода на пенсию. Организация специализировалась на ремонте телевизоров, радиотехники, видеомагнитофонов. «Орбиту сервис» знал весь город.

Фото: Павел Даиси / MR7

Ни разу не сошёл с дистанции

— А бег меня захватил полностью! — смеётся Юрий Михайлович. — Нам с моими замечательными товарищами-динамовцами есть что вспомнить. В честь 50-летия полёта Юрия Гагарина в 2011 году москвичи организовали легкоатлетический пробег от космодрома Байконур до Москвы. Нам, участникам, было очень интересно побывать на секретном объекте, увидеть своими глазами космическую колыбель. Стартовали в нескольких сотнях метров от огромной ракеты, бежали эстафетой. Маршрут был необычный — через казахстанские степи, потом через многие города России. А сколько эмоций принёс пробег вокруг Азовского моря! Я пробежал тогда две тысячи километров.

Юрий Грачевский бегал и бегает не только марафоны. Когда ему было под 60, он начал участвовать в сверхмарафонах. И в своей возрастной категории не однажды становился лучшим. Его рекорд — 216 километров 872 метра без перерывов. «Суточники» (так называют себя сверхмарафонцы) — это уже совсем другая «весовая категория». Здесь требуются не только сверхвыносливость, но и особая сила духа.

— За все годы я ни разу не сошёл ни с одной дистанции, — рассказывает Юрий Михайлович. — Как бы ни было трудно, настраивал себя на то, что до финиша добегу обязательно. В крайнем случае — дойду. И это не испытание себя или сверхпреодоление, это просто мой образ жизни.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

В 80 лет патриарх лёгкой атлетики пробегал марафонскую дистанцию в 42 с лишним километра за пять-семь часов. Но для него имели значение не часы и секунды, а та радость, которую получал от самого процесса бега и которую так трудно объяснить словами.

Бросать бег Юрий Грачевский не собирается. На днях он участвовал в пробегах Памяти по юго-западному рубежу обороны Ленинграда и в честь мастера спорта СССР Гения Пахомова. Юрий Михайлович хорошо знал Геннадия Григорьевича, тоже пережившего блокаду Ленинграда и много лет выступавшего за сборную Советского Союза.

— Бег — это мой путь, моя жизнь. Как без него? — говорит Юрий Грачевский и выходит на беговую дорожку.

share
print