Самая высокая в мире колокольня может вернуть Смольному собору статус доминанты района. Этот статус сейчас исчезает из-за активной застройки. Об этом архитекторы рассуждали на круглом столе, посвящённом годовщине смерти знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
Самая высокая в мире
Об этой колокольне речь зашла ещё несколько лет назад — Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга предложил воплотить в жизнь план Растрелли, который спроектировал Смольный собор и задумал рядом с ним высочайшую в мире на тот момент колокольню. Эксперты, правда, теперь расходятся во мнениях, какой высоты она могла бы быть. Судя по первоначальным чертежам — 147 метров. Но изучив и измерив авторские макеты, специалисты пришли к выводу, что она могла бы быть и 174,5 метра высотой. Её, к слову, даже начали строить и возвели до второго этажа. А потом прекратили — по некоторым данным, деньги понадобились на другие цели. Позднее возведённую часть колокольни снесли. Сейчас на этом месте разбит газон (перед колоколом, стоящим в створе каре Растрелли).
Комплекс Смольного монастыря начали строить в 1749 году по проекту итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1697-1771). Заказчиком была императрица Елизавета Петровна. Сначала работа шла быстро. К 1756 году, когда началась война с Пруссией, собор уже был готов, но ещё не отделан. Колокольню возвели до второго яруса, по высоте келейных корпусов.
Растрелли только начал строить ансамбль Смольного собора. Заканчивал комплекс архитектор Василий Стасов.
— Архитектура Петербурга — феномен, до конца ещё не изученный, — отметил на круглом столе президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, заслуженный архитектор России Владимир Григорьев. — За 300 лет Россия сделала то, на что европейским странам потребовалось тысячелетие. За 300 лет Петербург вышел на мировой архитектурный уровень. Но со своими особенностями.
Работы Франческо Бартоломео Растрелли это, по мнению экспертов, отлично иллюстрируют. Гениальный зодчий имел явную склонность к имперскому стилю строительства, и это видно в его работах — в образах и убранствах Зимнего, Петергофского дворцов, Екатерининского дворца в Царском Селе.
Эксперты обсуждают судьбу колокольни. Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры
Эксперты отметили, что Петербург во многом строился по плану Растрелли, наметившего облик города. И гениальность мастера в том числе доказывает тот факт, что он сумел спрогнозировать развитие Петербурга: и по сей день архитекторы «вписываются» в «пробелы», оставленные 300 лет назад Растрелли.
Визуализация воссоздания колокольни. Иллюстрация предоставлена Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры
На месте Спасского села
По замыслу архитектора Смольный собор должен был стать «сердцем» города. Судя по чертежам, архитектор хотел, чтобы именно от него столица «расходилась» в разные стороны.
А возводился монастырь на месте древнего русского поселения.
— В XIV веке территория, на которой потом появился Петербург, была шведской, — рассказал заведующий кафедрой СПбГАСУ, профессор Сергей Семенцов. — Здесь было множество шведских поселений, даже два города. И одно русское село, в котором стояла церковь с высоким шпилем. Село называлось Спасское.
Это село располагалось на изгибе реки, там был порт. Как раз на его месте в XVIII веке и начали строить Смольный монастырь.
Город штукатурного барокко
Строился Петербург быстро, пышно и качественно. К моменту его появления в Европе существовали четыре наиболее значимых архитектурно города: Рим, Лондон, Париж и Мадрид. Петербург стал пятым. Но — особенным. Построенный в стиле барокко, как было тогда принято, он был деревянным. И оштукатуренным. Создать здания в стиле барокко из мягких материалов — задача та ещё. По силам не каждому.
— Мы воспринимаем Петербург как город классики. А в Европе Петербург считают городом барокко. Причём штукатурного барокко — а во всём мире оно каменное, — говорит академик архитектуры, заслуженный архитектор России, вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Михаил Мамошин.
Когда Петербург строился, Смольному отводилась ещё одна важная роль. Он был доминантой, видной из разных точек в округе. Самая высокая в мире колокольня, о которой думал Растрелли, закрепила бы этот статус за комплексом навсегда.
Этот момент архитекторы в своих рассуждениях тоже учитывают. Петербург — город живой, и, как любой другой, он развивается. Но в процессе роста, как отметил член экспертного совета по сохранению исторического наследия Дмитрий Шатилов, доминантность Смольного стала теряться. Это нарушает замысел Растрелли о том, как должен был выглядеть Петербург. Колокольня могла бы доминантность вернуть.
С этим согласен и Михаил Мамошин. Он считает, что градостроительный контекст изменился и нужно восстановить доминантность и сакральность комплекса Смольного монастыря.
Самые высокие колокольни мира на сегодняшний день
- Фасад Кёльнского собора — 157,4 метра.
- Страсбургский собор — 142 метра.
- Собор Святого Стефана (Штефансдом), Вена — 136,4 метра.
Самой высокой отдельно стоящей колокольней в мире считается колокольня Мортельяно в Италии. Её высота — 113,2 метра.
Новые технологии для старинной идеи
Но пока это только мнение архитекторов. Строить или не строить колокольню, официально ещё не решено. Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры предлагает вынести этот вопрос на референдум. По словам секретаря попечительского совета фонда Анны Хмелёвой, идея столь важна и значима, что без общественной поддержки реализовать её невозможно.
— Мы готовы к проведению референдума, и, вероятно, это имело бы смысл для проекта такого масштаба, — считает Анна Хмелёва.
Пока же фонд собирает данные. Чтобы вынести вопрос на референдум, нужно предварительно собрать максимум информации и, главное, точно понимать, как же в итоге будут выглядеть колокольня и Смольный собор. Для этого архитекторы создали макет комплекса по чертежам Растрелли.
Макет Смольного собора с колокольней. Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры
— Это была непростая задача, — рассказал занимавшийся реализацией проекта архитектор, руководитель архитектурного бюро «Тектоника», доцент кафедры средового дизайна Академии имени Штиглица Кирилл Яковлев. — Мы все элементы макета моделировали по отдельности, а в зданиях стиля барокко их огромное множество.
Но если строить колокольню, то где и как? Строго говоря, Смольный собор сегодня принадлежит больше авторству Василия Стасова, нежели Растрелли.
— А насколько будет сочетаться колокольня Растрелли с архитектурой Стасова? — задался вопросом Кирилл Яковлев.
Планы Смольного монастыря Растрелли и Стасова. Иллюстрация предоставлена Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры
Впрочем, строить на задуманном Растрелли месте колокольню не получится. Фонд на этом и не настаивает.
— Сегодня очевидна невозможность создания колокольни на историческом месте. Там стоят памятники федерального значения (каре и флигели, оформленные в едином с собором стиле. — Ред.). Их сносить нельзя. Колокольню нужно строить немного со смещением, — считает Михаил Мамошин.
Эскиз строительства колокольни Смольного собора / Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга
Пока одни эксперты сходятся во мнении, что лучшее место для колокольни — створ будущей Орловской развязки. Не слишком далеко, но и не вплотную к Смольному, чтобы, воплощая замысел Растрелли, не испортить замысел Василия Стасова.
Другие, впрочем,полагают, что лучшим местом для колокольни будет площадь Растрелли.
По мнению участников архитектурного сообщества, именно сейчас, вероятно, и наступило время строить задуманную Растрелли колокольню. Теперь технологии позволят. Высота, которую задумал художник, была невозможна в то время — кирпичи бы просто обрушились под собственной тяжестью. В наши дни колокольню можно построить с использованием новых технологий, придав ей исторический вид