Апелляционный военный суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы защитников Егора Балазейкина и оставил в силе приговор Второго Окружного военного суда. Он, напомним, 22 ноября признал Егора Балазейкина виновным в покушениях на теракт — двух попытках поджечь военкоматы — и отправил в воспитательную колонию на шесть лет.
Есть проблемы со здоровьем
Слушания прошли в Петербурге, в здании Первого Западного окружного военного суда на Кирочной улице. Апелляционный военный суд находится в Подмосковье, поэтому судьи присутствовали на заседании по видеосвязи. Егор Балазейкин тоже. Его мать, отец и адвокаты пришли лично.
Егору Балазейкину 17 лет. Его семья живёт в городе Отрадном Кировского района Ленинградской области. В 2022 году юноша поступил в престижную петербургскую гимназию № 166. Чтобы ему было удобнее учиться, родители арендовали ему комнату в Петербурге.
Дядя Егоря — Дмитрий Балазейкин ушёл добровольцем в зону СВО и погиб там. Близкие молодого человека уверены, что это сильно повлияло на Егора, для которого Дмитрий был близким и дорогим человеком.
В феврале 2023-го гимназист дважды пытался поджечь военкоматы — в Красногвардейском районе Петербурга и в Кировске Ленобласти. Но обе попытки, по сути, ничем не закончились, огонь не вспыхнул, зданиям был нанесён незначительный ущерб, никто не пострадал.
Егора задержали 28 февраля 2023-го после, затем отправили в СИЗО, где он остаётся до сих пор.
Перед заседанием 3 апреля, которое началось с часовым опозданием, отец Егора Даниэль Балазейкин рассказал, как его сын отбывает наказание.
Чувствует юноша себя, по словам отца, неплохо, однако определённые сложности со здоровьем у Егора есть. Родители жалуются, что их сыну не проводят необходимые обследования, которые нужно делать регулярно из-за заболевания печени. Есть некоторые проблемы с желудком.
— Сейчас Егор осуждённый, и вся ответственность за его здоровье возложена на государство, то есть мы не можем ничего: ни капельки в нос передать, ни чего-то более. Теперь они должны его болезнь наблюдать, — рассказал MR7 Даниэль Балазейкин. — Элементарные вещи: просто взять вовремя кровь и сразу же нас оповестить, чтобы мы посмотрели состояние всех показателей. Если какой-то показатель завышен, мы сразу с врачом, который Егора наблюдает, свяжемся, спросим, она скажет, что сделать. А если просто взять кровь и она лежит где-то и мы не знаем результата анализов, это бесполезно.
В камере с юношей убийцы, насильники, разбойники
По словам Даниэля Балазейкина, Егор во время следствия и суда активно занимался самообразованием и продолжает учиться сейчас. С момента задержания Егора родители, говорит отец, передали ему уже больше сотни учебников.
— Не просто передали. Он их прочитал. Потому что учёбы как таковой никакой же нет. У него за год, может быть, было всего пять уроков математики, а литературы вообще ни разу не было, — добавляет Даниэль.
Между тем во время нахождения под арестом Егор Балазейкин должен был продолжать образовательный процесс, окончить школу, получить аттестат.
Кроме того, Егор начал заниматься спортом, отец передал ему книги по растяжке, по работе с собственным весом, передал книгу о спортивных травмах.
— И он продолжает заниматься своей «преступной деятельностью», — шутит Даниэль Балазейкин. — Однажды, когда их было в камере четверо, он взял себе понижающий голос. Дело в том, что решение они принимали голосованием. А если, например, двое хотят смотреть телевизор, а двое нет — что делать? Егор взял себе понижающий голос, чтобы была какая-то модель демократии и чтобы решение всё же можно было бы принимать.
Родители Егора Татьяна и Даниэль Балазейкины. Фото: Катерина Иванова / MR7
Соседи у Егора, по словам его отца, менялись уже несколько раз. Егор с ними старается находить общий язык. Например, уроженца Средней Азии, не говорящего по-русски, он учил языку. Другого — неграмотного — сокамерника учил читать и писать.
В целом соседи бывают разные.
— Насильники, разбойники, убийца был. У Егора особо тяжкая статья, ему срок в СИЗО зачли день за день, — говорит отец.
Судьи и осуждённый Егор Балазейкин присутствовали в зале заседаний по видеосвязи. Фото: Катерина Иванова / MR7
«Не сторона защиты должна доказывать невиновность»
Заседание суда 3 апреля было динамичным. Судьи уточнили, поддерживают ли адвокаты (их у Егора три) свои жалобы. Адвокаты подтвердили.
Они просят суд отменить обвинительный приговор и оправдать Егора. В качестве аргументов отмечают апатичность адвоката, который присутствовал при допросе Егора после задержания 28 февраля 2023-го, допущенные при оформлении допроса нарушения. Не было, уверены адвокаты, у Егора и умысла предъявить какие-то требования российской власти, как части теракта, в попытке совершить который его обвинили. Также защита просит учесть состояние здоровья Егора — оно ухудшилось. По словам матери Егора Балазейкина Татьяны, они с мужем привозят необходимые препараты сыну, но он их в полном и нужном объеме не получает.
30 января 2024 года, уже после вынесения приговора, родители Егора получили справку о его инвалидности.
— Лично я уверена: никакой доказательной базы, которая бы подтверждала, что мой сын пытался совершить теракт, не было. Все это основано на единственном вопросе некоего провокатора, который на допросе этот вопрос задал. Всё остальное — это домыслы, — заявила в прениях мать Егора Татьяна Балазейкина.
— И всё-таки не сторона защиты должна доказывать невиновность Егора, а сторона обвинения должна привести неоспоримые доказательства его вины, — сказала Татьяна Балазейкина.
Мать отметила и ухудшение здоровья своего сына.
— У Егора два аутоиммунных заболевания. Их не лечат нигде в мире. Врачи могут только поддерживать организм. Ни одно из реабилитационных мероприятий не выполнено, — подчеркнула Татьяна Балазейкина.
Прокурор попросил оставить приговор в силе, сообщив, что сторона обвинения с ним полностью согласна.
В своём последнем слове Егор Балазейкин рассказал, как узнал о теракте в «Крокус Сити Холле». По словам юноши, об этом ему рассказали родители.
— Когда я узнал о теракте в Подмосковье, мой сокамерник, который не понимает по-русски, повернулся и спросил: «А что у них за статья?» И я ему на пальцах показываю: такая же, как у меня, — рассказал Егор. — Мне противно сейчас называть свою статью на проверках. И сильнее чем когда либо я осознаю, что меня осудили неправильно.
133-й день после приговора
— Сегодня 133-й день после приговора. Я каждый раз мечтаю, что судьи подумают и скажут: «Дадим ему два года условно и всё!» — поделился своей мечтой Даниэль Балазейкин, когда суд удалился для принятия решения, .
Суд мечту отца осуждённого не разделил. Приговор Егору Балазейкину оставили в силе.
— Решение совершенно людоедское. Это не заседание, это клоунада. И так же шесть лет оставили, — прокомментировала после заседания Татьяна Балазейкина.
Защита намерена подавать кассационную жалобу.