Новости

«Пока не наступил апокалипсис» — в «Брусницыне» проходит выставка «Тетрадь / Этот большой мир»

Фото: Лада Новикова

Фото: Лада Новикова

В культурном квартале «Брусницын» показывают работы участников независимого художественного проекта «Тетрадь». Это печатные тетради, иллюстрации и инсталляции, которые создали совершенно разные люди — от студентки до машиниста электропоезда, размышляя о вещах, составляющих жизнь, — о взрослении, тревожности и месячных, бессоннице, страхе смерти и счастливых воспоминаниях.

Фото: Лада Новикова

Форма мысли: текст, голос, вопрос

Камерное выставочное пространство включает в себя несколько арт-объектов, среди которых, например, анатомическая схема человеческого тела во весь рост с нанесёнными на неё рассказами людей об их местах силы на планете Земля; большой экран с непрерывным и беззвучным монологом женщины; филворд. Главный элемент выставки — тетради, в которых авторы делятся своими мыслями, болями и переживаниями, собирают истории других людей. Здесь есть и инструкция по применению человеческой тревожности, и рассказ про первую встречу со смертью, и рефлексия сестринской любви.

Фото: Лада Новикова

Фото: Лада Новикова

Неочевидность и интерактивность — ключевые компоненты «Тетради». Экспонаты рассчитаны на вдумчивое и неповерхностное взаимодействие, зрителю предлагается домысливать и дописывать.

Когда и как вы переходили свои внутренние и внешние границы? Какой момент был самым счастливым в вашей жизни? Что вы делаете, когда не спите по ночам? В некоторых тетрадях оставлены пустые листы, на которых вы можете рассказать своё.

Фото: Лада Новикова

Фото: Лада Новикова

Внутренняя израненность

Проект «Тетрадь» родился в 2011 году на журфаке СПбГУ, когда работавший там преподаватель дизайна Павел Хан запустил факультатив по современной визуальной журналистике, чтобы нацелить занятия на практический результат и сделать процесс преподавания «осмысленнее и эффективнее». В течение семестра все желающие студенты создавали творческие произведения на стыке дизайна, журналистики и свободного искусства, а по итогам занятий из этих работ формировалась выставка. Постепенно проект вышел за пределы университета, а позже и вовсе покинул его стены. Сейчас факультатив проходит еженедельно в свободном формате для всех желающих — по вторникам участники встречаются в лектории «Брусницына», чтобы поговорить об искусстве, а по четвергам и субботам в творческой лаборатории «Вавилов лофта» работают над проектами к следующей выставке. На встречи в лектории вход свободный, на практические занятия приносят символический донейшн или сладости, спонсоров у проекта пока нет.

Павел Хан во время занятия на факультативе. Фото: Лада Новикова

Павел Хан во время занятия на факультативе. Фото: Лада Новикова

— Я бы назвал это самым настоящим народным искусством чистейшей пробы, — говорит Павел Хан. — Студенты проявляют такие чудеса творчества и столько идей, которые не снились опытным писателям и дизайнерам, потому что это люди, незамутненные штампами, с большой энергией, желанием узнавать, экспериментировать. Поэтому большая часть экспонатов такие искренние, чистые, хорошо понимаются публикой — из них бьёт энергия честности. В них затрагиваются глубинные смыслы, переживания, которые не очевидны при поверхностном рассмотрении.

Здесь не просто упражнения на композицию или концепцию — это серьёзный разговор человека с человеком.

Куратор отмечает, что в последние годы в проект приходит всё больше людей из разных сфер, не связанных с журналистикой и дизайном. Возраст тоже разный. Например, машинист метро Александр, который несколько раз посещал выставку, приводил свою семью, а сейчас сам стал «студентом» факультатива. Каждое утро и вечер по дороге на работу и обратно он проходит мимо одного и того же дома, с которым у него сложился молчаливый внутренний разговор. Для выставки Александр собрал тетрадь из фотографий этого дома, сделанных в разное время года и суток, и связанных с ним мыслей и ассоциаций.

Фото: Лада Новикова

— Люди чувствительные, у которых есть внутренняя израненность или травма, много вопросов к бытию, часто становятся нашими участниками, — объясняет Павел Хан.

— Они приходят сюда, чтобы говорить о чём-то важном для них, изучая способы донесения этого не только через текст, но и через композицию, фотографии, иллюстрации. Мне кажется, что любую социальную проблематику можно высветить через жизнь отдельного человека.

Он добавляет, что выставка, на его взгляд, отличается от многих других тем, что она не очевидно художественная и «странная» — её пространство обустроено таким образом, чтобы, попадая в него, читатели и зрители настраивались на процесс чтения и «залипали».

Фото: Лада Новикова

Фото: Лада Новикова

— Она не должна быть всем понятна, — говорит Павел Хан. — Мне кажется, её должны не пропустить люди вдумчивые, рефлексирующие.

Где: культурный квартал «Брусницын», Кожевенная линия В. О., 30.

Когда: до 7 апреля.

Вход свободный.

share
print