Фото: Павел Даиси / MR7
Более 120 человек уже проголосовали в Петербурге на избирательном участке для лиц без определённого места жительства. С утра шли «классические» бездомные, с часу дня — культурные петербургские «бомжи».
— Бомж-бомж, — говорит про себя интеллигентного вида женщина сотрудникам полиции, дежурящим на участке (в обычное время — инспекторы ДПС).
Конечно, у неё есть дом, но нет постоянной регистрации, поэтому она может проголосовать только на этом участке.
Фото: Павел Даиси / MR7
За ней приходят девушки, семейная пара — голосует только жена, муж с пропиской в Петербурге уже «выполнил гражданский долг».
— Утром были другие избиратели, — говорит председатель временного участка для голосования лиц без определенного места жительства (№ 2377) Алексей Журавлев, он же замдиректора «Центра учета и социального обслуживания граждан РФ без определенного места жительства». —
Сегодня у нас ажиотаж. Уже 112 человек проголосовали. За все выборы в Думу было 307 человек (2021 год. — Ред.), а на референдуме по поправкам в Конституцию — 695 (2020 год. — Ред.).
Фото: Павел Даиси / MR7
Утром приходили в основном те, у кого действительно нет ни регистрации, ни дома. А после полудня начали приходить счастливые обладатели апартаментов (в них можно жить, но нельзя прописаться), те, кто оказался в момент выборов в состоянии переезда и перерегистрации и другие люди со сложными жизненными историями.
— Я на Дальнем Востоке служил, когда Союз распался, пришлось всё бросить и уезжать. Вот с тех пор и живу без прописки. В Петербурге в полиции служил, мне служебную квартиру дали, но туда тоже не прописаться — и так каждый год прошу лично у министра МВД, чтобы мне продлили разрешение на проживание, — рассказывает пожилой мужчина.
Алексей Журавлёв. Фото: Павел Даиси / MR7
Сейчас он на пенсии. Голосовать приходит на все выборы и референдумы, куда может.
Но тут есть нюанс: люди без регистрации — граждане России могут участвовать только в федеральных голосованиях. То есть они могут выбирать губернатора или депутатов ЗакСа, а вот муниципалов уже нет.
— На прошлых выборах я в Пушкине голосовала, а сейчас сюда отправили — через весь город ехала, — возмущается женщина. У неё уже 11 лет нет постоянной регистрации, а правила голосования то и дело меняются.
Один за другим на участок приходят люди, которые говорят: «А нас к вам отправили». Почему-то и работодатели, и другие УИК отсылают на этот участок всех с временной регистрацией. Но на самом деле проголосовать тут могут только те, у кого нет (совсем нет) постоянной регистрации. И потому избирателей из Курска, Воронежа, из Ленобласти одного за другим разворачивают.
— Мы четыре часа добирались к вам, все устали, — врывается на участок мама с дочкой.
Девочка получает маленький сувенир — значок — символ выборов -2024. Мама тянет её в кабинку для голосования: «Ставь вот тут галочку! Чтобы всё было хорошо! Чтобы не было ядерной войны!»
Фото: Павел Даиси / MR7
Маму зовут Татьяна. Она рассказывает, что уже пятый год с ребёнком без регистрации.
— Муж сел, мы у свекрови жили, а как она умерла, её сын — брат моего мужа — нас выгнал из комнаты. Когда уже нам жильё дадут? — рассказывает Татьяна.
Перед уходом она фотографирует дочку на участке («для участия в конкурсе»), в руках у девочки справка, выданная председателем УИК.
Фото: Павел Даиси / MR7
Такие справки — местная особенность. Алексей Журавлёв пишет их от руки и ставит печать, подтверждая, что человек приходил на пункт для голосования, а не просто пропустил полрабочего дня.
Фото: Павел Даиси / MR7