Генеральный директор Русского музея Алла Манилова. Фото: Павел Даиси / MR7
Всемирно известный шедевр русской живописи — картина художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» сейчас переехала из Академического зала Михайловского дворца в корпус Бенуа, где готовится к основному этапу реставрации. Это первая комплексная реставрация за почти 200 лет.
— Карл Брюллов — художник номер один во всемирном перечне шедевров из всех русских классиков, а «Последний день Помпеи» — произведение номер один, которое относит его к категории шедевров наравне с произведениями итальянского Возрождения, — считает директор Русского музея Алла Манилова.
В 79 году нашей эры на территории Римской Империи произошло одно из самых сильных извержений вулкана Везувий. В 1827 году во время своей поездки в Неаполь Карл Брюллов посетил раскопки в 15 километрах от города — на месте уничтоженных лавой и пеплом поселений Помпеи и Геркуланум, Оплонтис и виллы Стабий — и был глубоко поражен этой трагедией. Брюллов решил, что необходимо донести историю гибели Помпеи до всего мира и создать масштабное полотно. Он делился этой идеей с промышленником и меценатом Анатолием Демидовым, который обязался купить картину, если он художник её напишет. Сразу же по замыслу Брюллова на картине должны были присутствовать не герои, а волнующие моменты трагедии обычных людей, падение и спасение, разрушение и жертвоприношения. Во время работы над картиной Брюллов вдохновлялся реальными находками на месте трагедии, а основной для некоторых сцен в картине стали найденные останки погибших от извержения — «скелеты сии найдены в таком положении». Работа над картиной продолжалась около шести лет, с 1827 года — от первых набросков, до 1833 года, когда была завершена окончательная версия большого многофигурного полотна.
Фото: Павел Даиси / MR7
Посетители Русского музея могут наблюдать за процессом реставрации через стеклянную перегородку, которая установлена при входе в зал № 86 корпуса Бенуа. Сотрудники музея называют это решение беспрецедентным и считают, что оно даёт возможность лучше познакомиться с работой реставраторов — важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром».
Фото: Павел Даиси / MR7
Уже к сегодняшнему дню специалисты провели первые расчистки слоев лака, изучили картину в ходе химико-биологических исследований, а также была проведена съёмка картины в инфракрасном свете, что дало понимание какими материалами работал автор почти двести лет назад.
Художник-реставратор Ольга Клёнова отмела, что на картине были обнаружены участки, где Брюллов вносил изменения в сюжет — несколько раз переписывал позы персонажей, менял композицию и освещение.
Фото: Павел Даиси / MR7
Реставрацию планируют завершить в октябре и по заверениям сотрудников Русского музея картина станет ярче, чище — «мы увидим такой, какой её задумал Брюллов». Тогда же откроется выставка, посвященная 225-летию со дня рождения Карла Брюллова, на которой картина «Последний день Помпеи» станет центральным экспонатом среди других почти 300 работ художника.
— Выставка «Великий Карл» будет беспрецедентной по своему масштабу и вполне может претендовать на то, чтобы называться «выставкой десятилетия», — сказала Алла Манилова.
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова. Фото: Павел Даиси / MR7
Где: корпус Бенуа Русского музея, набережная канала Грибоедова, 2