Коллекцию петербуржца Игоря Чудновского знатоки называют уникальной. В его домашнем собрании — 11 тысяч музыкальных записей на самых разных носителях. Граммофонные, виниловые пластинки, магнитофонные кассеты, компакт-диски — кажется, в этих богатствах спрессована вся мировая музыка и сосредоточены все этапы эволюции звукозаписи.
На одной сцене с Шаляпиным
— История коллекции началась ещё до революции 1917 года, — вспоминает Игорь Чудновский. — Самые первые пластинки приобрёл отчим моего отца. Это были арии великого Фёдора Шаляпина.
Основоположника коллекции звали Гавриил Владимирович Пустовойт. В начале ХХ века он приехал покорять Петербург из Черниговской губернии, учился в столичной консерватории. Женился. С 1906 по 1918 годы служил в Мариинском театре.
— У него был красивый бас. Он пел на одной сцене вместе с Шаляпиным. Исполнял в том числе и главные партии. Но двум басам в одном театре сложно ужиться.
— Вскоре после Октябрьской революции Гавриил Владимирович уехал из города. Похоронен он на Серафимовском кладбище. К сожалению, сведений о нём сохранилось очень мало. Хотя я пытался искать информацию, — говорит наследник Пустовойта.
Ещё будучи артистом Мариинского театра, Гавриил Пустовойт смог собрать солидную коллекцию дореволюционных записей, которую в наше время оценить в денежном эквиваленте весьма непросто. Каждая пластинка — раритет. Есть в собрании и купленная по случаю родоначальница всех пластинок. Она вообще одна из первых, созданных в мире, толщиной в полсантиметра. Её можно послушать только на специальном граммофоне. А вот его у Игоря Чудновского нет. И этикетка на пластинке за столько лет уже стёрлась. Поэтому остаётся загадкой, что же там записано.
Фото: Павел Даиси / MR7
«Голос его хозяина» не пропал и в блокаду
В доме певца Гавриила Пустовойта музыка звучала всегда. И отец Игоря Чудновского — Леонид Августович, пасынок Пустовойта, тоже полюбил классическую музыку. Он окончил биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета, стал биологом. Когда началась Великая Отечественная война, Леонида Августовича и его жену вместе с другими ленинградскими научными сотрудниками эвакуировали в Туркмению. Там они жили почти до конца войны. Бабушка Игоря Чудновского Мария Владимировна все блокадные годы оставалась в Ленинграде, сумела пережить самые тяжелые дни. И уберегла семейные музыкальные ценности, хотя могла бы менять редкие пластинки на хлеб — даже в то суровое время на них был спрос в определённых кругах.
— Я появился на свет 26 января 1944 года, буквально за день до Ленинградской Победы, — рассказывает Игорь Леонидович. — Когда немного подрос, отец начал водить меня в филармонию, Мариинку.
Мы смотрели и слушали всех приезжих артистов. Отец продолжал собирать пластинки классической музыки. Его увлеченность передалась и мне.
К слову, родители хотели, чтобы я выучился играть на фортепиано. Но из этого, увы, ничего не вышло.
Профессионально с музыкой он так и не оказался связан. Много лет работал на заводе «Электроприбор». Стал ветераном труда. Когда был молодым, десять лет сдавал кровь — получил знак «Почётный донор СССР». Но музыка всегда была с ним рядом, он и сейчас может слушать её часами.
Есть у Игоря Чудновского любимая пластинка, которую он ставит чаще других — та, которую самой первой приобрёл его отец. Это долгоиграющая пластинка знаменитой фирмы «His Master’s voice» («Голос его хозяина»), выпущенная в 1920-е. Британская торговая марка «Голос его хозяина» имеет интересный логотип — значок с собакой, слушающей граммофон, её записи отличало отменное для своего времени качество. На пластинке этой компании в коллекции Игоря Чудновского записана избранная классическая музыка разных авторов.
Фото: Павел Даиси / MR7
Лекции — для всех и для друзей
Через несколько лет после Великой Отечественной войны в ленинградском Дворце культуры имени С. М. Кирова на Васильевском острове коллекционеры начали собираться, и организовался городской клуб любителей самых разных предметов. В середине 1950-х клуб перекочевал на улицу Некрасова — в дом, где сейчас находится Музей-квартира Н. А. Некрасова. После появился новый адрес — собиратели значков, пластинок, открыток, марок перебрались на проспект Римского-Корсакова. Как вспоминает Игорь Леонидович, клуб посещали очень интересные личности. Руководил всеми легендарный собиратель почтовых открыток Николай Тагрин. После его ухода из жизни клуб возглавлял отец Игоря Чудновского.
Когда-то Леонид Августович, отец Игоря, проводил в разных залах города лекции-концерты по линии общества «Знание». Для каждого вечера выбиралась тема, подбирались пластинки из домашней коллекции. В 1970-е уговорили и Игоря Чудновского организовывать подобные концерты-лекции во Дворце культуры имени И. И. Газа. Игорь Леонидович готовился к каждой лекции очень тщательно — продумывал программу, штудировал специальную литературу, изучал биографии композиторов и музыкантов.
Это было интересное время — приходили люди, слушали записи, которые сопровождались увлекательными рассказами. И многие после признавались, что лекции стали толчком для дальнейшего погружения в мир музыки…
Самых преданных слушателей Игорь Леонидович и его отец приглашали к себе домой, где продолжали начатый о большой музыке разговор. Попасть в те времена домой к коллекционерам считалось большой удачей, ведь редкие пластинки имелись не у каждого ценителя музыки. Эти домашние встречи проходили так же, как лекции-концерты в общественных местах, но атмосфера там была, безусловно, гораздо более душевная и тёплая.
Фото: Павел Даиси / MR7
Контрабанда, мусор, раритет
На одном из таких вечеров дома Игорь Леонидович однажды встретил свою будущую жену Татьяну, которая пришла послушать классику. И потом они уже вместе с ней бывали на концертах, пересмотрели все спектакли Большого драматического театра в ту пору, когда режиссёром там был Георгий Товстоногов. И, конечно, пополняли коллекцию новыми реликвиями.
В дефицитные времена Советского Союза делать это было не так просто. Игорь Леонидович вместе с отцом ездили на Митрофаньевское шоссе, где в те дни располагалась барахолка. И там приобретали популярную контрабандную продукцию, попадавшую в нашу страну из-за границы. Продавцы и покупатели могли тогда легко нарваться на милицейский рейд, но Чудновские, к счастью, ни разу не имели дела с правоохранительными органами.
А некоторые виниловые пластинки Игорь Леонидович находил… возле помойки. И они занимали достойное место в его квартире на полках, где хранится вся коллекция.
Такой неожиданный подарок случился буквально недавно: неподалеку от дома возле контейнера с мусором лежал… комплект редких виниловых пластинок — «Борис Годунов» в исполнении артиста из Болгарии Бориса Христова.
— Однажды, это было примерно в 1976 году, случилось чудо: в магазин на набережной Охты завезли крупную партию импортных виниловых пластинок, — говорит Игорь Леонидович. — Очереди были огромные! Мы, члены клуба, дежурили в магазине — поддерживали порядок. И руководство магазина в знак благодарности разрешило нам сделать покупки в первых рядах. На радостях купили целую кипу дефицита.
Фото: Павел Даиси / MR7
Дорогое хобби для ценителей
Виниловые пластинки с записями всего Паганини в исполнении одного из самых знаменитых скрипачей XX века Ицхака Перлмана к Чудновским попали из Англии. Сейчас в их собрании не только пластинки разных эпох, но и записи на кассетах, дисках. Вся мировая музыка! Знаменитые Юрий Морфесси, Пётр Лещенко, Вадим Козин, Фёдор Шаляпин, Надежда Обухова, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Борис Христов, Марио Ланц — вот далеко не полный список исполнителей, чьи голоса хранит семья Чудновских. В коллекции представлена не только классика, но и мировая эстрада, в том числе советская разговорная.
Собрание и сегодня пополняется новыми записями: недавно Игорь Леонидович купил за 8000 рублей (сегодня винил — дорогое удовольствие) пластинку с записями итальянского оперного певца Франко Корелли. И собирается приобрести новые диски, выпущенные к 150-летнему юбилею Фёдора Шаляпина. Их прелесть в том, что в них сохранили «эффект заезженной пластинки», а это вносит особый колорит.
Игорь Чудновский убеждён, что прослушивание пластинок — это целый ритуал. И никак его не сравнить со звуком современных гаджетов.
Хотя признает, что качество звучания, скажем, на дореволюционных пластинках, которые имели 78 оборотов, было похуже, чем на более поздних. Но зато они лучше сохраняли неповторимый тембр исполнителя. В каждой звукозаписывающей эпохе имелись свои плюсы и минусы.
Игорь Леонидович не так давно провёл несколько лекций-концертов в Библиотечно-культурном мультимедийном комплексе «Портал» и обратил внимание на то, что некоторые люди, особенно молодые, даже не знают, как выглядят пластинки, как они звучат. Но, как считает Игорь Леонидович, современной молодёжи, к сожалению, не очень интересно бывать на таких лекциях-концертах. Хотя музыка, как он убежден, помогает привить духовный иммунитет. Зато Игоря Чудновского всегда ждут в Комплексном центре социального обслуживания Кировского района на улице Балтийской, куда послушать лектора и музыку собираются люди постарше.
— Игорь Леонидович — частый гость нашей музыкальной гостиной, — рассказывает заведующая социально-реабилитационным отделением центра Ольга Викторовна Третьякова. — Его подборки музыки настраивают на позитивный лад, возвращают пациентов в молодость.
…Не зря говорят, что музыка лечит: когда Игорь Чудновский включил проигрыватель, лица слушателей посветлели. Мы услышали малоизвестные скетчи Аркадия Райкина, весёлые рассказы забытой ныне артистки Елизаветы Ауэрбах, арии Шаляпина и многое другое. И после пациенты центра забросали Игоря Леонидовича темами на следующие лекции-концерты. Больше всего слушатели любят романсы и часто подпевают исполнителям. Поэтому романсы обязательно присутствуют в каждой программе.
Музыкальная гостиная продолжает работу — сейчас Игорь Леонидович готовится к новой встрече. И признаётся, что, скорее всего, когда-то он передаст свою бесценную коллекцию сюда, в Комплексный центр социального обслуживания Кировского района. Ведь здесь всегда найдутся её почитатели.