Репортажи

В Русском музее открылась выставка «первой женщины-скульптора» России

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

Персональная выставка скульптора Анны Голубкиной в Русском музее открылась спустя 35 лет после предыдущей персональной экспозиции автора. Сейчас она приурочена к 160-летию со дня рождения «первой женщины-скульптора» России, как принято называть Голубкину.

Справка

Анна Голубкина родилась 16 (28) января 1864 года в Зарайске Рязанской губернии (сейчас Московская область) в семье староверов. Училась в Классах изящных искусств Анатолия Гунста (1889–1890), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891–1894), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894) у знаменитых русских скульпторов Сергея Волнухина, Сергея Иванова, Владимира Беклемишева, в Академии Филиппо Коларосси (1895–1896) в Париже.

С 1898 года Голубкина участвовала в выставках Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, «Мира искусства», Союза русских художников и др. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904-1906), на Пречистенских рабочих курсах (1913-1916), во ВХУТЕМАСе (1918-1922). Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923).

Анна Голубкина в молодости

Анна Голубкина в молодости

В коллекции Русского музея хранится более 60 скульптур Голубкиной, выполненных в разных техниках. В зале № 80 на втором этаже корпуса Бенуа с 21 февраля демонстрируются пять произведений разных этапов её творческого пути — пять самых ярких работ.

Женская голова. Фото: Павел Даиси / MR7

Женская голова. Фото: Павел Даиси / MR7

Очень сильное влияние на творчество скульптора оказала жизнь в Париже и регулярное посещение мастерской Огюста Родена. Её успехи были оценены многими современными французскими скульпторами и критиками. В частности, искусствовед Жан-Луи Водуайе писал о мраморной «Женской голове»: «Есть в этой маске сила и мысль, а работа скульптора с материалом искусна и легка».

Скульптура «Берёзка». Фото: Павел Даиси / MR7

Скульптура «Берёзка». Фото: Павел Даиси / MR7

Голубкина поражала своим трудолюбием, она могла заниматься в мастерской по 12 часов в сутки и не выносила утверждений о том, что скульптура — не женское занятие.

Внесла скульптор и огромный вклад в развитие пластического искусства России, опубликовав трактат «Несколько слов о ремесле скульптора». В нём Анна Голубкина размышляла о призвании скульптора и своём служении искусству.

Скульптурный портрет Льва Толстого. Фото: Павел Даиси / MR7

Скульптурный портрет Льва Толстого. Фото: Павел Даиси / MR7

Центральное место в экспозиции занимает скульптура писателя Льва Толстого — последний завершённый портрет работы Голубкиной, созданный по заказу московского музея Л. Н. Толстого. Голубкина создавала портрет без использования документальных материалов, основываясь только на своих воспоминаниях, которые она сохранила от единственной встречи с писателем.

БОЛЬШЕ ФОТО С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ В РЕПОРТАЖЕ


Фото: Павел Даиси / MR7

Где: корпус Бенуа Русского музея, набережная канала Грибоедова, 2

Когда: до 31 марта

share
print