В Выборгском районном суде Петербурга сегодня, 20 февраля, начались судебные прения по делу обвиняемого в распространении фейков об армии Севы Королёва. Позицию обвинения успел представить прокурор. Он запросил Королёву девять лет колонии (из 10 возможных) общего режима и четырёхлетний запрет на администрирование сайтов после освобождения.
Всеволод Королёв — 36-летний режиссёр-документалист, философ, автор фильмов про фигуранток дел о «фейках об армии» — журналистке Марии Пономаренко и художницы Саши Скочиленко. Был волонтером благотворительной организации«Перспективы», развивал собственный медиапроект, подрабатывал в туристическом бизнесе.
Поводом для уголовного преследования Всеволода по пункту «д» части 2 статьи 207.3 УК РФ («фейки об армии» по мотивам политической и идеологической ненависти) стали два поста в ВК. В них говорилось о событиях весны 2022 года в Буче, Бородянке и Донецке. 13 июля 2022 года Королёва арестовали, с тех пор он находится в СИЗО. В декабре 2024 года Всеволоду в очередной раз продлили меру пресечения, оставив его под арестом до 2 апреля.
«Российская газета» не для всех
В начале заседания адвокат Мария Зырянова ходатайствовала о приобщении к делу дополнительных доказательств защиты. Она передала судье заверенные копии материалов — публикаций в СМИ и на официальных страницах, где государственные деятели говорят о том, что информацию Минобороны также можно проверять. Такие высказывания нашлись у главреда телеканала Russia Today Маргариты Симоньян, главы Чечни Рамзана Кадырова, корреспондента ВГТРК Андрея Медведева.
— У Королёва были обоснованные сомнения в достоверности публикаций Минобороны. Мы полагаем, что представленные доказательства подтверждают отсутствие заведомой ложности в публикациях Королёва, — подчеркнула Мария Зырянова.
Прокурор ожидаемо возражал против приобщения доказательств, утверждая, что не доверять официальным источникам не имеет смысла. Прокурор аргументировал свою позицию, сославшись на выступление президента Владимира Путина, о котором говорится в статье «Российской газеты».
— Обвинение ссылается на публикацию в «Российской газете». И мы тоже просим приобщить статью, опубликованную в «Российской газете». Почему одной публикации в этом издании можно доверять, а другой нельзя? — спорила адвокат.
Судья Марина Горячева поддержала прокурора и в приобщении доказательств отказала.
Сева попросил о повторной лингвистической экспертизе спорных постов. Судья сообщила, что ходатайствовать об этом нужно письменно. Пришлось объявить перерыв в заседании, чтобы обвиняемый изложил свои требования на бумаге.
«Прошу провести повторную лингвистическую экспертизу и задать экспертам вопросы о том, есть ли в инкриминируемых мне текстах сообщения о фактах, которые сложно проверить, оценочные суждения, а также лингвистические признаки заведомой ложности и какой-либо ненависти», — сочинил Королёв.
— Того, что мне инкриминируется обвинением, — уточнил Всеволод уже устно.
Поддерживая его, Мария Зырянова напомнила, что просила задать экспертам дополнительные вопросы, которые относятся к компетенции лингвистов, но ей было отказано. Она также напомнила, что допрошенный в суде сторонний специалист указал на множественные несоответствия в экспертизе. После него повторно допросили проводивших экспертизу экспертов — сотрудниц центра экспертиз СПбГУ, но в своих ответах они ошибки не устранили.
Прокурор попросил паузу. В заседании опять объявили перерыв.
Прокурор скучным голосом негромко зачитал возражение, говоря, что в экспертизе не сомневается. Судья прислушался к прокурору и в удовлетворении ходатайства отказала.
На этом судебное следствие было окончено.
На год меньше максимума
В прениях первой традиционно выступила сторона обвинения. Прокурор перечислил действия Королёва, которые, по версии следствия, являются преступными, рассказал о показаниях двух свидетелей, случайно увидевших посты. Они, напомним, похожи, будто написаны под копирку: «Случайно увидел, после прочтения создалось негативное ощущение по отношению к вооруженным силам».
Обвинение уверено, что Всеволод Королёв имел умысел на публичное распространении заведомо недостоверных данных об армии РФ.
— Осознавая преступный характер и общественную опасность своих действий, Всеволод Королёв разместил текстовое сообщение, — зачитал представитель обвинения.
Также прокурор отметил, что считает доказанным факт участия Королёва в протестных мероприятиях и митингах против СВО, которые проходили в Петербурге весной 2022-го.
Отметим — Всеволод действительно был задержан 2 апреля возле Мариинского дворца. Суд назначил ему арест на 10 суток за участие в несанкционированном собрании. Однако отбыл только половину срока, решение удалось оспорить в апелляции — видеозапись MR7 с места событий доказывала, что Королёв не совершал правонарушения, по которому его осудили. До этого Севу задерживали на акции протеста 24 февраля.
Также прокурор рассказал, что при обыске в квартире Всеволода нашли листы бумаги с протестными надписями. В ВК, по его словам, сообщили, что взломов страницы Королёва зафиксировано не было.
— Зная и осознавая, что вызовет у граждан чувство тревоги и незащищенности, выложил два поста. Ввел в заблуждение неограниченный круг лиц и дискредитировал вооруженные силы Российской Федерации, — зачитал прокурор.
Всё это, по мнению обвинения, заслуживает наказания в виде лишения свобода на срок девять лет (при максимально возможных в данном случае 10 годах) и последующего запрета на администрирование сайтов на четыре года.
Прения стороны защиты адвокат просила отложить. Судья пошла ей навстречу. Они состоятся 18 марта в 12:30. Тогда же Всеволод Королёв выступит с последним словом.
Что просили и к каким срокам лишения свободы приговорили петербуржцев по делам о «фейках об армии»
Художница Саша Скочиленко
Обвинение просило: 8 лет.
Суд дал: 7 лет
Менеджер проектов в небольшой фирме Виктория Петрова
Обвинение просило: принудительное психиатрическое лечение.
Суд дал: принудительное психиатрическое лечение.
Архитектор, участница инициативной группы «Мирное сопротивление» Ольга Смирнова
Обвинение просило: 7 лет.
Суд дал: 6 лет.
Иеромонах и блогер Иоанн Курмояров
Обвинение просило: 7 лет.
Суд дал: 3 года.
Поисковик, инвалид III-й группы Олег Белоусов
Обвинение просило: 9,5 лет.
Суд дал: 5,5 лет.
P.S.
Полная информация о деле Всеволода Королёва и делах других петербуржцев, которых обвиняют в распространении «фейков об армии», — в спецпроекте MR7. Мы также сделали бот в Telegram, где даём оперативные данные о судах по ст. 207.3 УК РФ