Истории

«Кошки Михалыча»: 39 историй спасения

«Кошки Михалыча»: 39 историй спасения

Кошки Михалыча. Фото: Ольга Матвеева

Бездомные кошки в большом городе обычно не живут дольше 4-5 лет. Они погибают под колёсами машин, от обморожений зимой, от собак и болезней. Петербуржцы Аркадий Михайлович Крамаренко и его жена Вера Васильевна спасают таких бездомышей — кормят, стерилизуют. А у них дома поселились уже 39 животных.

— Наша хвостато-усатая семья, — улыбается Михалыч.

Так прозвали Аркадия Крамаренко в интернете. Его группа в ВК и канал на YouTube — «Кошки Михалыча» — становятся всё популярнее. Ролики с усато-полосатыми набирают десятки тысяч просмотров.

— Дома у нас те, кто погибал у всех на виду, но никто не захотел им помочь. Канал создан для пропаганды человеческого отношения к животными, — объясняет Аркадий.

Он работает на рембазе — чинит экскурсионные автобусы. Вера — домохозяйка. Вся семья живёт в одной комнате небольшой квартиры. Соседи, впрочем, не жалуются. Аркадий и Вера за своим «прайдом» следят и безобразий не допускают. Ещё десятки котов у них под опекой на улице — в Невском районе. Тоже за всеми нужен пригляд — и покормить, и стерилизовать, и вылечить, и защитить.

Аркадий, Вера и часть их питомцев. Фото: Ольга Матвеева

Аркадий, Вера и часть их питомцев. Фото: Ольга Матвеева

Аркадий и Вера помнят историю каждого своего питомца, как и когда (до точной даты) кот или кошка появились у них.

Рассказываем истории спасения

— Началось всё в 2017-м. К нам пришла кошка Катя. Мы заметили её во дворе. Дождь, холод, снег, а она сидит под машинами. Мы решили позвать её. Если пойдёт — возьмём себе. Парадную открыли, она вошла. В лифт только немного подтолкнули. Так у нас и осталась. А потом Маша появилась. Мороз был сильный. Она сидела на мусорке и уже умирала, — рассказывает Аркадий.

До этого у супругов уже была кошка — Лиза, её завели как обычного домашнего питомца в 2001-м. В 2018-м её не стало. Но она успела познакомиться с первыми «приёмышами».

Катя — первая, кто поселился у Михалыча. Фото: Ольга Матвеева

Катя — первая, кто поселился у Михалыча. Фото: Ольга Матвеева

— Лорика нашла наша знакомая. Вечером 4 января 2023 года она гуляла с собакой за домом. Собачка что-то учуяла под снегом. Начала копать и отрыла сумку с маленьким котёнком, — вспоминает Аркадий. — Котёнок сильно плакал. Нашедшая его женщина сразу позвонила нам. Мы с Верой прибежали, забрали его и повезли в клинику.

Как потом выяснилось, прежде чем закопать малыша в снег, котёнка ударили или об стену, или о пол. В черепе была трещина. Ветеринары говорили, что кошечка слепая и глухая. Но постепенно зрение и слух к ней вернулись.

— Лориком назвали в честь собачки, которая её спасла, — добавляет Аркадий.

Аркадий с Лориком и Лорик в первый час дома. Фото: Фото: Ольга Матвеева и из архива семьи

Аркадий с Лориком и Лорик в первый час дома. Фото: Фото: Ольга Матвеева и из архива семьи

Вера каждый день встает в пять утра. Ей нужно накормить, убрать, полечить, обогреть. Она сама обрабатывает всех кошек от блох, даёт лекарства, промывает глазки, делает перевязки.

— Я завидую тем, кто может пройти мимо. Увижу кошечку, а у неё лапа, например, повреждена. Она плачет. Я потом спать не могу, — объясняет Вера.

— Нас часто спрашивают: «Почему вы их не раздаёте?» Вот смотрите — Тёпа. Когда мы нашли его, у него была контузия лёгких, сломана лапка. Ему вшили в лапу пластину. Нужно было, чтобы два месяца заживала. Я спала рядом с ним. Он будил ночью лапкой. Я в туалет его носила. Ну как его отдать? Он же не кот, а ребёнок наш.

Тёпа. Фото: Ольга Матвеева

Тёпа. Фото: Ольга Матвеева

Однажды супруги подобрали маленького котёнка. Его уже начали объедать крысы — покусали губу, съели хвостик, в ранах завелись опарыши. Малыша срочно отвезли в клинику, там его прооперировали.

— Потом он у нас двое суток дома провёл, а нам уезжать нужно было. Друзья, тоже кошатники, предложили забрать. Мы с Верой так рыдали, жалко было, — говорит Аркадий.

Вера и её кошки. Фото: Ольга Матвеева

Вера и её кошки. Фото: Ольга Матвеева

А Рыжий жил на улице. Ходил на автостоянку, где Аркадий оставляет машину.

— Там страшный поток машин, много кошек погибло. Когда морозы начались, он пропадать стал. Утром к Вере на кормление не приходил. Мы за него очень переживали. Забрали домой, как только снова встретили. Он очень трусливый кот. Его на улице обижали другие коты. Большой такой, а трусливый.

Рыжий. Фото: Ольга Матвеева

Рыжий. Фото: Ольга Матвеева

Фаня жила рядом с Рыжим. И приходить в «пункт питания» они перестали вместе. Тогда же стали исчезать и другие коты в этом месте.

— Мы очень испугались, подумали, что кто-то наших котиков истребляет. Когда осталась одна Фаня, мы её сразу и забрали, — добавляет Вера.

Фаня. Фото: Ольга Матвеева

Фаня. Фото: Ольга Матвеева

У Михалыча нет любимцев. Как детей — он любит всех одинаково. А вот сам он явно стал любимцем Юмы — ещё одной кошечки, которую забрали с улицы. Она от Аркадия без ума. Когда он дома, ходит за ним хвостиком и не отпускает.

Аркадий с Юмой. Фото: Ольга Матвеева

Асю Вера нашла в октябре 2020-го. Пошла утром кормить уличных кошек, и ей под ноги выполз из-под машины маленький, кричащий на всю улицу, слепой комочек. Это уличная кошка Василиса ночью вынесла его из подвала. Видимо, чтобы Вера помогла. Глаза были в ужасном состоянии.

— Рано утром шёл на работу наш знакомый, тоже подкармливает кошек, так Василиса не подпустила его к котёнку. А когда пришла кормить Вера, позволила взять ребёнка на руки, — вспоминает Аркадий.

В клинике супругам сказали, что зрение уже не спасти, глазки пришлось удалить. Ася выросла, адаптировалась жить слепой. На улице бы она не продержалась и пары дней.

Ася. Фото: Ольга Матвеева

Ася. Фото: Ольга Матвеева

В среду 12 августа 2021 года дома появилась Дуняша.

— Я приехал с работы, и мы с мамой Верой пошли кормить наших уличных кошек ужином, — говорит Аркадий. — Обошли все наши точки кормёжки, и уже у предпоследнего дома я увидел, что под каштаном сидит очень маленький котёнок. Я взял его на руки. Оставлять на улице нельзя было. Так и забрали к себе.

Дуняша и её соседи. Фото: Ольга Матвеева

Дуняша и её соседи. Фото: Ольга Матвеева

— В одно время на улице появилось три котёнка. Точно помню — 14 апреля 2021 года в Питере было очень холодно. Я шёл со стоянки. Смотрю, сидит под машиной один из котят. Лужи замерзшие — такой мороз. У меня не выдержало сердце. Позвонил Вере. Принесли мы этого парня домой. Отмыли. Думали, что у него бежевый окрас, а он белый оказался, — рассказывает Аркадий.

Так появился Марсель.

Марсель (белый справа). Фото: Ольга Матвеева

Марсель (белый справа). Фото: Ольга Матвеева

Мартик тоже в доме «с малолетства». Сидел у парадной — маленький, дикий котёнок. Вера подошла и взяла его. Он даже не испугался, так как ничего не видел. Глаза у него в тот момент были слипшиеся от гноя. Дома супруги промыли своему новому питомцу глаза, обработали его. А выпустить снова на улицу уже не смогли.

Мартик. Фото: Ольга Матвеева

Мартик. Фото: Ольга Матвеева

— 14 августа 2021 года, в субботу, я отдыхал. Вера пошла кормить наших уличных котов. Вдруг звонок: «Хватай переноску, беги сюда». Не раз я уже слышал такие слова. Прибежал. Вера держит маленького котёнка, прижавши к своей кофте. Глаза залеплены гноем. Думали, что тоже будет слепой. Я написал в ВК. Мне посоветовали хорошего офтальмолога. И мы вылечили ей глазки, — вспоминает историю Сони Аркадий.

Отдых на балконе и Вера с Соней. Фото: Ольга Матвеева

Отдых на балконе и Вера с Соней. Фото: Ольга Матвеева

Аркадий и Вера стараются сделать так, чтобы бездомных кошек становилось меньше. Забрать с улицы всех нереально. Супруги регулярно отвозят тех, кто живёт по подвалам и дворам, на стерилизацию — так хотя бы не появятся новые котята.

Однажды в очередной партии оказалась кошка, которая плакала и мяукала всю дорогу. У неё текли слёзы, и это растрогало Аркадия.

— Я тогда уже её полюбил, — говорит он. — Обычно всех бездомных кошек после стерелизации купируют. Им отрезают кончик уха, чтобы потом кто-нибудь не привёз их снова. А ту кошку я попросил ветеринаров не купировать.

Уже на выходе из клиники Аркадий понял, что заберёт её домой. Вспомнил, как она встречала его каждое утро у арки возле дома. Михалыч уверен, что прежде она была домашней, но потом её выкинули.

— Её уже один раз предали, я не смог её снова на улицу отправить, — объясняет Аркадий.

После стерилизации её остаивли дома, назвали Юми.

Юми. Фото из архива семьи

Юми. Фото из архива семьи

Жужа появилась у Аркадия и Веры в августе 2022 года. Котёнок, явно домашний, бегал по двору за людьми. Ласкался. Супруги надеялись, что его будут искать и малыш скоро вернётся домой. Но нет. Его тоже решили забрать себе. Котёнок оказалась девочкой и осталась в новой семье.

Жужа (справа). Фото: Ольга Матвеева

Жужа (справа). Фото: Ольга Матвеева

15 августа 2017-го: на коврике у магазина лежал кот и умирал. Косточки, обтянутые мехом, весь изъеденный блохами. Девушки-продавцы пускали его на день, а на ночь выставляли на улицу — не положено коту одному в закрытом магазине оставаться. Мимо ходили люди. Охали-ахали.

— Как мы потом узнали от местных, Нёма (Наум) жил с бабушкой в доме напротив. Был баловень. Любил молочку. Хозяйка умерла. Наум прожил больше недели с мёртвой бабушкой в запертой квартире, пока соседи не забили тревогу и не вызвали МЧС. Те вскрыли дверь. Тело забрали в морг, а кот оказался на улице, — рассказывает Аркадий.

Наума вовремя увидела Вера. Супругам пришлось долго лечить бедолагу.

— Нёмушка эгоист, ни с кем не дружит. Всё так же обожает молочку, — добавляет Вера.

Наум. Фото: Ольга Матвеева

Наум. Фото: Ольга Матвеева

Осенью 2022-го пост о том, что надо найти дом котёнку без задней лапки, висел в ВК несколько недель. Откликов не было.

— Я позвонил автору поста и предложил забрать. Она сначала с подозрением отнеслась ко мне. Но через несколько дней — 12 ноября 2022 года — мы забрали Гошку домой, — вспоминает Михалыч.

Новенького определили в клетку на карантин. Вскоре заметили, что он очень часто дышит. Оказалось, воспаление лёгких. Снова долго лечили. Пришлось даже купить коту ингалятор. Но спасли и его.

Гоша. Фото: Ольга Матвеева

Гоша. Фото: Ольга Матвеева

— Митю привезли осенью из-под Калуги. Кто-то бросил его там в садоводстве. У него нет одного глаза, а второй больной. В Москве не смогли найти ему дом. Смеялись с Верой: «Кроме Михалыча никто во всей стране котёнка взять не может», — улыбается Аркадий.

Аркадий с Митей. Фото: Ольга Матвеева

Аркадий с Митей. Фото: Ольга Матвеева

Отпуск у супругов бывает лишь пару недель в год, да и то чтобы выехать на дачу вместе со своей усато-хвостатой семьей. Для этого приходится сразу всех кошек загружать в машину (только представьте себе эту картину).

— Едем мы туда 12 часов. От парадной до калитки ровно 820 километров. Для этого в машину я сделал четыре клетки. Ещё три клетки купили. И четыре переноски. Вещи в прицеп. Самое трудное — это поймать и рассадить по клеткам всех кошек. Погрузка занимает 5-6 часов, — рассказывает Аркадий.

А потом ещё и обратно также ехать. Зато на две недели городские коты становятся настоящими деревенскими.

Отпуск на даче. Фото из архива Аркадия Крамаренко.

Отпуск на даче. Фото из архива Аркадия Крамаренко.

Чтобы заботиться о десятках кошек дома и на улице, семья тратит около ста тысяч рублей в месяц. Лечение одного животного может стоить многие тысячи рублей. А ещё корм, уход. На животных уходит вся зарплата Михалыча, чем-то помогают подписчики из интернета.

Аркадий и Вера мечтают открыть настоящий приют для кошек. А сейчас их номинировали на международную премию «Мой ласковый и нежный зверь» в номинации «В ответе за тех». Вы тоже можете поддержать петербуржцев — «котиковых маму и папу» - в этом конкурсе.

share
print