Истории

Потолок провалился к соседям снизу: жители дома на Петроградской три года добиваются расселения, а не просто ремонта

Потолок провалился к соседям снизу: жители дома на Петроградской три года добиваются расселения, а не просто ремонта

Фото: Лада Новикова / MR7

Дом 7 по улице Льва Толстого — внушительное серое здание, расположенное в центре Петроградской стороны, ровно напротив Первого медицинского университета им. Павлова. С улицы вид ухоженный и приличный — здесь находятся офисы, бизнес-центр, кофейня, но, пройдя длинную арку, попадаем в занесённый снегом двор и видим дворовую часть здания с обвалившейся штукатуркой и расклеенными повсюду предупреждениями о том, что мансарда в аварийном состоянии и может обрушиться. Здесь, в коммуналках, живут люди, которые четвёртый год борются за расселение дома.

Спереди офисы — сзади коммуналки

Здание было построено в 1913 году как доходное. В фасадной части, выходящей на улицу Льва Толстого, располагались квартиры для состоятельных жильцов, в задней, обращённой во внутренний двор, — для малоимущих. Внутри эти две половины разделены глухой стеной.

В советское время во внешнем корпусе находился НИИ, а дальний был обустроен под общежитие для студентов и сотрудников Первого меда. Шесть этажей, на каждом по 24 комнаты, общий коридор, кухня, ванная и туалеты, женский и мужской. Плюс мансарда ещё на шесть комнат. По словам жильцов, в доме никогда не проводился капитальный ремонт и ещё в советское время преимущественно деревянные внутренние конструкции начали гнить и протекать.

Вид на здание с улицы (в середине). Фото: Лада Новикова / MR7

Вид на здание с улицы (в середине). Фото: Лада Новикова / MR7

В 2013 году дом в уже плачевном состоянии был передан на обслуживание частной управляющей компании ООО «Ай Би Траст». Внешняя половина была отремонтирована и обустроена под офисы, а в дальней остались жить люди. Мансарду расселили, а на других этажах комнаты передали жильцам в собственность, так появились комуналки.

Сейчас большинство помещений в доме собственники сдают в аренду, но на шестом, самом верхнем и многострадальном, этаже проживают владельцы комнат — они-то и проявляют максимальную активность в тяжбах с чиновниками.

Ирина здесь с 2009 года. Комната на шестом этаже, ровно под самым аварийным участком мансарды, досталась ей от матери, медработницы.

— У нас практически все медики, — рассказывает про соседей по этажу Ирина. —

Марина — анестезиолог, Лика — психотерапевт, Наташа — врач-акушер, преподаёт в Первом меде, Надя — хирург-офтальмолог, она глаза по кусочкам собирает, микрохирургические операции делает.

Кто-то бывший акушер, кто-то процедурная медсестра. Все адекватные, маргиналов нет. У некоторых есть дети, трое несовершеннолетних на этаже. Соблюдаем тишину, поддерживаем чистоту, скидываемся — в душевой стеклопакет поставили. Это говорит об уровне людей, которые здесь живут. Что мы можем, то мы делаем.

Фото: Лада Новикова / MR7

Фото: Лада Новикова / MR7

Действительно, по всему видно, что жильцы стараются по возможности поддерживать помещение своими средствами и руками. На кухне советские плиты в идеальной чистоте. Кафель на стенах, линолеум на полу без единого пятнышка. Но под тонким слоем косметики — рассыпающийся дом. Потолки заросли хронической плесенью от сырости, пол под паркетом проваливается, стоит легонько ступить, кое-где в стенах глубокие трещины, дыры в полу заделаны фанерой, а на этажах ниже и вовсе нет душа и мыться приходится в технических ваннах.

В комнате Ирины косметический ремонт, висят новогодние гирлянды, уютно, но, как и везде в доме, обои скрывают слои монтажной пены и голый кирпич, а натяжной потолок — гнилые доски и труху, готовые обрушиться на голову в любой момент. Хозяйка говорит, что достаточно дёрнуть лампу, свисающую с потолка, чтобы вся конструкция посыпалась.

Жить здесь — как под дамокловым мечом, продать комнату получится лишь за небольшие деньги — точно гораздо дешевле, чем, например, в соседнем доме, а сдавать не все рискуют, не каждый готов брать на себя ответственность за квартирантов. У Ирины строится квартира в ипотеку, но в ближайшее время съезжать некуда, а у многих жильцов в принципе нет путей отхода.

Коммунальная кухна. Фото: Лада Новикова / MR7

Коммунальная кухна. Фото: Лада Новикова / MR7

Межэтажные перекрытия держатся на железобетонных балках, между которыми — метровые проёмы, заполненные деревянными досками и строительным мусором. Всё это уже давно сгнило, превратилось в труху, регулярно протекает и периодически обваливается то тут, то там. Хронологию частичных обвалов потолка на этаже уже невозможно отследить — настолько частое здесь это явление. Один из самых памятных эпизодов пришёлся на долю Ирины — в 2014 году в её комнате упала часть потолка и пробила насквозь пол к нижним соседям, чудом никого не убив. Обе дыры управляющая компания заделала фанерой, перекрытия укрепили деревянными подпорками. Так прожили пять лет, пока не отремонтировали полностью. А в коридоре и сейчас часть потолка заштопана фанерой и держится на деревянных столбах.

Фото: Лада Новикова / MR7

Фото: Лада Новикова / MR7

Капремонт над головой

Однако первостепенная проблема последних лет — мансарда. Под ней расположены шесть комнат из двадцати четырёх шестого этажа. С тех пор как в 2013 году её расселили, она стояла пустая и открытая и приносила немало головной боли людям внизу. Часто служила пристанищем для пришлых маргиналов, которых по ночам приходилось выгонять с топором, а по оттепели протекала на несколько этажей вниз.

По сведениям жильцов, управляющая компания регулярно уведомляла городские инстанции о проблеме, однако дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Эту информацию подтвердили и в самом ООО «Ай Би Траст», сообщив MR7, что неоднократно обращались в администрацию Петроградского района с просьбой включить дом в программу по капитальному ремонту, но безрезультатно.

«Суммарно за 11 лет управления домом компанией было написано свыше 50 писем и обращений,

в том числе в прокуратуру Петроградского района и вице-губернатору Петербурга Николаю Бондаренко (курировал вопросы городского хозяйства и жилищной политики с июня 2015 года по сентябрь 2021 года, затем стал депутатом ЗакСа. — Ред.), а также проведено восемь экспертиз, подтверждающих аварийность конструкций», — прокомментировали в «Ай Би Траст».

Вид дома со двора. Фото: Лада Новикова / MR7

Вид дома со двора. Фото: Лада Новикова / MR7

Из некоторых инстанций обитателям дома приходили ответы на многочисленные жалобы — например, прокуратура ещё в 2017 году подтвердила аварийное состояние мансардных перекрытий и внесла главе администрации требование устранить допущенные нарушения.

Однако ситуация продолжала ухудшаться и дошла до предела в 2020 году, когда Фонд капитального ремонта (ФКР) начал проводить ремонтные работы в мансарде. В процессе были демонтированы межкомнатные перегородки, и конструкция стала совсем хрупкой. На этаже ниже пошли трещины и повсеместные обрушения.

Жители предполагают, что работы были начаты для того, чтобы обустроить мансарду под новые жилые помещения на продажу. В ФКР на запрос редакции ответили, что проекты перепланировок в рамках капитального ремонта фонд не выполняет и перегородки были демонтированы для последующей замены.

После демонтажа перегородок ремонт был приостановлен, и администрация подала на собственников в суд за препятствование проведению работ, а также попыталась выселить жильцов в маневренный фонд, но они опротестовали это решение.

Фото: Лада Новикова / MR7

Фото: Лада Новикова / MR7

Конфликт погряз в судах

Управлявшая все эти годы домом компания «Ай Би Траст» с 1 января 2024 года отошла от дел, и здание было временно передано новой УК «Эталон Сервис», которая сейчас пытается расторгнуть договор об управлении через суд.

Таким образом, жильцы остаются один на один с администрацией района и жилищным комитетом. По мнению собственников, именно там противятся идее расселения и настаивают на том, чтобы временно выселить живущих под мансардой в маневренный фонд, а мансарду отремонтировать.

Администрация Петроградского района в ответе на запрос MR7 сослалась на выводы судебно-строительной технической экспертизы от 2022 года, в которой говорится, что оснований для признания всего дома аварийным нет. Как результат нет повода и для расселения дома.

Фото: Лада Новикова / MR7

Фото: Лада Новикова / MR7

Жители против такого варианта, потому что никто не хочет даже временно съезжать в помещения, которые могут оказаться в разы меньше их собственных и не в лучшем состоянии. Кроме того, жильцы опасаются за сохранность своих комнат, над которыми на таком хлипком перекрытии, где даже ходить рискованно, будут проводиться работы. Вдобавок ко всему оставшиеся в доме люди будут вынуждены существовать в условиях непрекращающейся стройки.

Жильцы добиваются признания аварийности всего дома и расселения в пригодное и равнозначное текущей собственности жильё.

Жители предполагают, что администрация противодействует расселению, потому что оно обойдётся в разы дороже решения с маневренным фондом.

— Но дом можно после расселения отреставрировать и отдать в аренду, например, под офисы — как фасадную часть, — рассуждает Ирина.

В перспективе это прибыльный проект, но, несмотря на то что место козырное — пять минут ходьбы до станции метро «Петроградская», инвестора под такую идею пока не нашлось.

Фото: предоставлено жильцами дома

Фото: предоставлено жильцами дома

Недавно к спору подключился Следственный комитет Петербурга и начал проверку по факту ненадлежащего содержания дома, однако пока жильцы не уверены в результате, к которому это приведёт. В свою очередь, 18 января администрация Петроградского района на табло над входом сообщала, что сообщения об аварийном состоянии здания, разошедшиеся в Сети, — ложные.

На 24 января было назначено обследование здания межведомственной комиссией, которая выносит решение о признании домов аварийными. В работе комиссии должны были принять участие представители жилищного комитета Петербурга, администрации Петроградского района, СПб ГКУ ЖА и специалисты городской аварийно-восстановительной службы жилищного фонда.

Жильцы сообщили MR7, что в указанную дату действительно приходили люди, которые представились чиновниками перечисленных ведомств.

— С нами разговаривать они отказались. Представить нам акт отказались. Признать, что они являются межведомственной комиссией, отказались.

Походили, пофотографировали коридор, чёрную лестницу, которая закрыта много лет, отказались идти ниже на этаж, хотя их там ждали.

Ушли, ничего нам не сказав, — говорит одна из собственниц комнат на шестом этаже, Анна.

В администрации Петроградского района в ответ на запрос MR7 подтвердили, что планируют проведение капитального ремонта мансарды и временное переселение жителей шестого этажа в маневренный фонд, а также отметили, что капитальный ремонт перекрытий не проводится из-за того, что собственники перекрывают доступ в свои помещения. Однако жители утверждают, что предоставляли доступ и даже подписывали соответствующие акты, копии которых им не давали на руки.

Суды по этим делам продолжаются. В одних принимают решения в пользу собственников, в других — в пользу чиновников, в третьих отменяют вынесенные ранее. Дело не сдвигается с места, а дом продолжает разрушаться.

share
print