Репортажи

В Русском музее показывают графику Максима Воробьёва и его учеников

В Русском музее показывают графику Максима Воробьёва и его учеников

«Ревель. Улица», 1851. Василий Садовников. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В Академических залах Михайловского дворца открылась выставка «Максим Никифорович Воробьёв и его ученики». Воробьёв — крупный пейзажист первой половины XIX века, основатель направления «лирического пейзажа», воспитавший узнаваемую школу. В первую очередь Максим Никифорович — живописец, но в этот раз Русский музей сосредоточился на его графических работах, которые практически не экспонировались.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Вдоль стен залов Михайловского дворца расположены стеклянные витрины, покрытые бархатной тканью. Обычно посетители музея не обращают на них внимания или побаиваются приподнять бархатную ткань, рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник музея Ольга Капарулина. А за тяжелой тканью кипит борьба— временные экспозиции в витринах делят отдел графики и отдел гравюры Русского музея.

Экспозиционные витрины. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Экспозиционные витрины. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Живописец Максим Воробьёв очень любил путешествовать. Помимо России, он запечатлел виды Германии, Франции, Италии, Греции, Турции, Сирии и Палестины. На выставке показаны сад на территории русского посольства в Стамбуле (современное российское посольство располагается там же) и усадьба архитектора А.Н. Львова под Торжком, разграбленная после революции.

«Хаты в селе Никольском» под Торжком, 1812. Максим Воробьёв. Фото: пресс-служба Русского музея

«Хаты в селе Никольском» под Торжком, 1812. Максим Воробьёв. Фото: пресс-служба Русского музея

Воробьёв практически полвека преподавал в Академии художеств и воспитал целую плеяду учеников — начиная от сына Сократа Воробьёва и заканчивая одним из самых плодовитых акварелистов середины XIX века Василием Садовниковым.

Садовников, автор знаменитой «Панорамы Невского проспекта», был крепостным и не мог официально обучаться живописи в академии. В 42 года он получил вольную и добился звания свободного неклассного художника. К этому времени он уже был известным живописцем, а с получением звания смог принимать заказы от императоров — Николая I и Александра II.

«Виды Парголова», 1833. Василий Садовников. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Куратор выставки Ольга Капарулина рассказала, что в залы музея попали только самые маленькие работы. Крупные произведения не поместились в витрину и остались в архивах, зато у зрителей есть возможность насладиться тонкими акварельными миниатюрами.

На выставке можно увидеть крымские и кавказские акварели Никанора Чернецова, одного из самых известных учеников Воробьёва. Он был другом Александра Пушкина — кабинет поэта украшал его пейзаж «Дарьяльское ущелье». Самая знаменитая серия работ Никанора Чернецова и его брата Григория, грандиозная панорама берегов Волги, к сожалению, утрачена. Работы Чернецовых на ватманах были представлены петербургской публике в качестве циклорамы. Успех «путешествия по Волге не покидая Петербурга» погубил её — из-за частой перемотки бумага сильно износилась.

«Дом в имении Нарышкиных в Мисхоре», 1834. Никанор Чернецов. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Где: Михайловский дворец, Академические залы № 14–15

Когда: до 22 апреля.

share
print