В Государственном музее истории религии к 175-летию со дня рождения художника открылась выставка «В.М. Васнецов и последователи». Привычные ассоциации с Васнецовым — «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» — не работают на этой выставке. Здесь великий художник показан совсем с другой стороны — как реформатор русской религиозной живописи. Выставка проработает до второй половины марта. К середине весны солнечных дней станет больше и через стеклянный потолок атриума будут пробиваться губительные для полотен лучи. Разместить работы в других залах невозможно из-за их огромных размеров.
«Голгофа», Виктор Васнецов. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Величественность и мощь, которыми дышат полотна Виктора Васнецова, достигают своего апогея в его работах на религиозную тему. Основа выставки — четыре монументальных работы Васнецова — картины «Голгофа», «Сошествие во ад» и окончательные эскизы для мозаик «Евхаристия» и «О Тебе радуется». Художник создал их для церкви Святого Георгия Победоносца в посёлке Гусь-Мальцевский Владимирской губернии. С 1926-го посёлок стал Гусь-Хрустальным.
«Сошествие во ад», Виктор Васнецов. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Стиль церковной живописи Васнецова отличался от традиционной храмовой росписи и моментально породил целые плеяды последователей и подражателей. Зачастую мы даже не знаем их имён, но отрицать влияние «васнецовского» стиля на них нельзя, считает автор выставки, хранитель фонда «Православие. Изобразительное искусство» Ольга Коробко.
Крупнейшие из известных последователей — Михаил Нестеров и Иван Ижакевич. На выставке можно увидеть два эскиза для мозаик северного киота храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) работы Нестерова — «Св. Александр Невский» и «Воскресение Христа». Обе мозаики были созданы в мастерской петербургской Академии художеств и до сих пор находятся в киотах внутри Спаса на Крови.
«Св. Александр Невский», Михаил Нестеров. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Произведения Васнецова пользовались большой популярностью и многократно воспроизводились на открытках, плакатах, для росписи пасхальных яиц и обучения молодых иконописцев. На выставке представлены меню императорских обедов и ужинов, выполненные по рисункам художника, и редкие графические работы, часть из которых экспонируется впервые.
Больше фото с выставки
Литография «Один в поле воин», созданная Васнецовым в 1914 году для базара «На помощь жертвам войны». Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Где: Государственный музей истории религии. Почтамтская, 14. Пятый этаж.
Когда: До 17 марта.
Вход по билету на основную экспозицию.